– Госпожа Ферреро-Вальднер, на обсуждении каких вопросов Евросоюз намерен сосредоточиться сегодня в ходе саммита с Россией? Какой результат вы бы расценили как успех мероприятия?
– В повестке широкий круг вопросов: реализация четырех общих пространств в области экономики, правосудия, свободы и безопасности, науки и образования. Наши развивающиеся торговые отношения, международные и региональные вопросы, а также перспективы. Саммит даст возможность подняться над повседневными делами и со стратегической точки зрения взглянуть на направление, в котором мы хотим развивать сотрудничество. Встреча позволит обозначить шаги, необходимые для достижения общих целей. На саммите мы собираемся объявить о соглашении по новому механизму раннего оповещения в области энергетики. Это поможет предотвратить напряженность и недопонимание, которые возникали у нас, когда происходили перебои в энергоснабжении.
– Повлияло ли на подготовку к саммиту решение Путина возглавить список «Единой России»?
– Мы начали готовиться к саммиту еще несколько недель назад, и приготовления шли в обычном порядке. Мы хотим обсудить в Мафре различные вопросы. В нашей повестке в традиционно широком списке тем значатся и права человека.
Мы будем внимательно следить за парламентскими и президентскими выборами в России. Я искренне надеюсь, что Россия пригласит международных наблюдателей из ОБСЕ и позволит им беспрепятственно наблюдать за выборами. ЕC опирается на перечень общих ценностей, включая уважение к демократическим принципам: свободе слова, свободе собраний и свободе выражения политических взглядов. Россия, войдя в Совет Европы, ОБСЕ, ООН и другие международные организации, взяла на себя обязательства придерживаться большинства этих ценностей.
– С ноября 2004 года ЕС и Россия раз в полгода проводят регулярные консультации по вопросам прав человека. На ваш взгляд, такие встречи являются важным механизмом в отношениях?
– Мы ведем с Россией регулярный диалог по правам человека, в рамках которого в атмосфере откровенности обсуждается широкий список вопросов. Последняя встреча такого рода прошла в начале октября. На повестке стояли вопросы свободы выражения и собраний, свободы прессы, ситуация с российскими некоммерческими организациями (НКО) и гражданским обществом после вступления в силу закона, регулирующего деятельность НКО, а также закона о противодействии экстремизму. Также поднимались темы уважения к верховенству закона, затрагивался вопрос об обстановке на Северном Кавказе. Считаю полезным поднимать такие темы с партнерами в атмосфере открытости и сохранять эти вопросы в нашей общей повестке.
– Как вы оцениваете в целом нынешнее состояние российско-еэсовских отношений? Каких успехов удалось достичь с момента предыдущего саммита Россия–ЕС в Самаре?
– ЕС и Россия – стратегические партнеры. Правда, что по ряду вопросов сейчас наши взгляды разнятся, кроме того, Россия вступает в период выборов. В этой ситуации важно помнить о долгосрочных интересах и значительном потенциале российско-еэсовских отношений. Мы являемся не только партнерами с долгой общей историей, мы еще и успешно сотрудничаем по целому ряду вопросов. Истинный охват отношений ЕС–РФ нередко недооценивается.
С момента последнего саммита в Самаре мы, в частности, запустили новый диалог по инвестициям, что четко отражает рост нашего торгового и инвестиционного партнерства. Мы также добились прогресса в деле разработки механизма раннего предупреждения в области энергетики. Продолжается постоянное интенсивное взаимодействие на всех уровнях – правительственных чиновников, экспертном, научном, гражданского общества. Мы осуществляем совместные научные проекты, обсуждаем единые стандарты на промышленные товары, работаем вместе над повышением энергоемкости российской экономики. Ежедневно мы занимаемся реализацией соглашения о четырех общих пространствах и дорожных карт к ним. Мы привержены сделать наше сотрудничество максимально успешным.
– Произошли ли подвижки в мясном споре между Россией и Польшей, который препятствует началу переговоров по новому базовому соглашению РФ–ЕС?
– К нашему большому сожалению, пока ситуация с мясным экспортом из Польши в Россию не претерпела изменений. Однако мы надеемся, что решение будет найдено, и по мере возможности конструктивно содействуем его поиску. Полагаю, что для урегулирования этого непростого вопроса необходимо, чтобы все стороны проявили политическую волю. Еврокомиссия готова содействовать решению, удовлетворяющему потребности всех заинтересованных сторон.
– Как вы оцениваете договоренности, достигнутые Москвой и Киевом, по оплате поставок российского газа? Принимал ли Евросоюз посредническое участие?
– Еврокомиссия приветствовала тот факт, что Россия и Украина сумели быстро урегулировать ситуацию. Речь шла о двустороннем вопросе, касающемся компаний двух стран, и, следовательно, они и должны были его решать. Тем не менее Еврокомиссия с удовлетворением отметила, что обе стороны вовремя проинформировали ее о происходящем.
– Евросоюз следит за ситуацией на территории Грузии?
– Мы очень внимательно следим за событиями в Грузии, особенно за отколовшимися областями – Абхазией и Южной Осетией. Мы по-прежнему призываем и Грузию, и Россию воздержаться от провокаций и односторонних шагов, лишь усиливающих напряженность. Нестабильность в нашем общем ближнем зарубежье противоречит интересам всех. ЕС готов поддержать такое мирное урегулирование конфликтов в Грузии, которое уважало бы территориальный суверенитет этот страны.
– Вопрос об энергобезопасности. Американские аналитики отмечали, что европейские страны, громче всех жалующиеся на энергетическую политику России, сами не готовы вкладывать достаточные средства для диверсификации поставок в ЕС. То есть возник дисбаланс между риторикой и реальной политикой. Как вы это прокомментируете?
– Энергетика – область, которая очень хорошо демонстрирует нашу взаимозависимость с Россией. России нужны европейские рынки, инвестиции и ноу-хау. Точно так же Европа нуждается в российских нефти и газе. Еврокомиссия предложила разбить связку «производитель–поставщик» энергоресурсов (см. подробнее «НГ» от 20.09.07). Этот документ устанавливает определенные правила для участников внутреннего рынка ЕС, и те же нормы, естественно, будут распространяться и для игроков из третьих стран. Предложение Еврокомиссии теперь еще должны обсудить государства – члены ЕС. Но очевидно, что нам нужен глобальный энергетический рынок – открытый, прозрачный и конкурентный.
– Вы вновь сказали сегодня, как и в своем предыдущем интервью «НГ» (см. номер от 16.05.07), что Россия и ЕС – стратегические партнеры. Что означает для ЕС быть стратегическим партнером РФ? Что взамен вы ждете от Москвы?
– В стратегическом партнерстве заинтересованы обе стороны. ЕС и Россия взаимозависимы и сотрудничают по широкому кругу вопросов: в сфере энергетики, в торговле, а также на международной арене. Стратегическое партнерство означает сотрудничество на профессиональной и уважительной основе, а не подсчет, кто, от чего и сколько выиграет.