Соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере между США и Индией под угрозой. Из-за нажима левых партий премьер Индии Манмохан Сингх, похоже, готов пожертвовать своим самым масштабным внешнеполитическим проектом, чтобы избежать досрочных выборов.
Соглашение, подписанное в марте 2006 года президентом США Джорджем Бушем и премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом, должно открыть дорогу американо-индийскому сотрудничеству в области ядерной энергетики. Речь идет о возможности поставок в Индию – страну, которая провела ядерные испытания, но не является участницей Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), – реакторов и топлива для них из США. Сейчас договоренности оказались под угрозой срыва: в начале недели Сингх сообщил в телефонной беседе Бушу о наличии «определенных трудностей» с продвижением соглашения.
В Индии этот документ не подлежит ратификации. Однако из-за неприятия ядерной сделки левыми – двумя коммунистическими партиями, обеспечивающими правительству парламентское большинство, – на кон поставлена судьба кабинета. В случае объявления досрочных выборов на полтора года раньше намеченного срока к власти может прийти оппозиция. Левые против слишком сильного сближения с США. Они считают, что, подписав соглашение с американцами, правительство страны поступилось ее жизненными интересами. По их оценке, контроль со стороны МАГАТЭ ограничит свободу действий Индии в ядерной области. Кроме того, в случае проведения новых ядерных испытаний Индия столкнется с разрывом соглашений, заключенных с зарубежными поставщиками топлива и оборудования для своих АЭС.
Для Сингха, как и для Буша, реализация ядерной сделки стала бы крупным внешнеполитическим успехом. В Вашингтоне уверены, что проект «не мертв», и готовы дать индийцам «дополнительное время, чтобы завершить свою часть работы». Индии помимо установления внутриполитического консенсуса по сделке необходимо заключить с МАГАТЭ соглашение о гарантиях и добиться от Группы ядерных поставщиков (ГЯП) снятия ограничений на поставки Дели ядерных технологий. ГЯП была создана в 1974 году, чтобы ограничить экспорт ядерных материалов и технологий прежде всего в Индию. Группа запрещает своим членам поставлять в государства, не участвующие в ДНЯО, товары двойного назначения, потенциально применимые при создании ядерного оружия.
Сообщалось, что в свое время ГЯП вынудила Париж отказаться от поставок ядерного топлива для индийской АЭС «Тарапур». А в 2006 году Россия якобы смогла направить уран в Тарапур только после согласования поставки с США. Вашингтон обладает серьезным влиянием в ГЯП, и в случае провала его ядерной сделки с Дели вопрос о снятии ограничений для членов группы на сотрудничество с Индией может быть отложен на неопределенный срок. Такой поворот событий затрагивает и интересы России.
Пока основным объектом российско-индийского сотрудничества в области ядерной энергетики является АЭС «Куданкулам» с двумя энергоблоками общей мощностью 2000 МВт. Сооружение этой электростанции предусмотрено соглашением между бывшим СССР и Республикой Индия от 20 ноября 1988 года. В этом году Москва и Дели подписали меморандум о намерении строительства четырех дополнительных блоков «Куданкулам». Однако для дальнейшего развития сотрудничества с Индией Москве необходимо, чтобы Дели урегулировал все вопросы с МАГАТЭ и ГЯП.
В интервью «НГ» председатель совета директоров компании «Атомпромресурсы» Андрей Черкасенко отметил, что окончательное оформление индо-американской ядерной сделки в целом отразилось бы положительно на перспективах сотрудничества Москвы и Дели.
«В Индии сейчас работают 17 реакторов, которые производят примерно 3% от общего количества генерируемой в стране энергии. Строятся шесть реакторов. Два самых крупных – российской компанией «Атомстройэкспорт», это АЭС «Куданкулам», – сказал Черкасенко. Он особо подчеркнул, что в меморандуме, подписанном руководителями атомных министерств России и Индии, выражается не только намерение построить четыре дополнительных блока «Куданкулам», но и предусмотрена возможность для России возводить реакторы на новых площадках.
Индия, по словам нашего собеседника, в любом случае не намерена ставить всю свою ядерную программу в зависимость от одного поставщика. «Россия может рассчитывать на получение 25–30% рынка атомной энергии Индии и построить около 10 реакторов. Стоимость одного энергоблока сейчас составляет 2,5–3 миллиарда долларов», – заявил Черкасенко. Он полагает, что индо-американская сделка все-таки будет заключена.
По словам известного индийского политолога К. Субраманиама, ядерная сделка сейчас «убрана в холодильник». «Есть хорошие шансы, что ее удастся реализовать. Даже в случае досрочных выборов и смены правительства новые власти, не исключено, поддержат это соглашение», – заявил аналитик в интервью «НГ». «После снятия ограничений ГЯП Россия сможет продать большое количество реакторов Индии», – резюмировал эксперт.