На сегодня запланировано подписание российско-индийского контракта на совместную разработку и создание истребителя пятого поколения, или, как называют его специалисты, ПАК ФА (перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации). От Индии визу под соглашением поставит министр обороны этой страны Араккапарамбила Куриан Энтони, который прилетел в Москву на заседание межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. С российской стороны АХК «Сухой», который не первый год делает отечественный ПАК ФА, известный как проект Т-50 и И-21.
Эта машина до сих пор под грифом «секретно». Никто из посторонних ее не видел. Тем не менее главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин обещает, что наша «пятерочка» поднимется в воздух к концу 2009 года, а в 2010 году пойдет в серийное производство.
Между российским Т-50 и совместным российско-индийским ПАК ФА прямая связь. Руководство «Сухого», несколько лет назад выигравшее тендер на создание истребителя пятого поколения, понимало, какие большие финансовые затраты потянет за собой такая работа, и предложило принять участие в ней индийцам. «Сухой» поставляет Индии многофункциональный истребитель Су-30МКИ. В ОКБ «Сухого» знакомиться с проектом приезжали не только главком ВВС и министр обороны Индии, но даже президент страны. Самолет им понравился, но от участия в работе над ним они вежливо отказались. Под предлогом того, что Дели нужен не двухдвигательный истребитель пятого поколения, который делает «Сухой», а легкий, с одним двигателем.
Специалисты считали, что Индия рассчитывала купить у США готовый истребитель пятого поколения F-22 Raptor (у него тоже два двигателя) или начинающий предсерийные испытания F-35 (JSF), у которого один двигатель. Но, видимо, что-то не сложилось. Дели вновь пришлось обратится к Москве.
По словам генерального директора АХК «Сухой» Михаила Погосяна, участие индийцев в проекте ПАК ФА на первых порах будет чисто финансовым, первоначальная стоимость работ оценивается в 10 млрд. долл. Однако это только стартовая сумма. Уже есть договоренность, что все расходы стороны будут нести пополам. А затем индийские конструкторы совместно с россиянами адаптируют эту машину под требования собственных ВВС.
Будет ли совместный российско-индийский ПАК ФА продолжением Т-50 или это окажется совсем другая машина, пока не известно. Не исключено, что новый самолет все-таки станет однодвигательным. При этом он сохранит все «родовые» достоинства и преимущества истребителя пятого поколения: высокую маневренность, малую радиолокационную заметность, мощное вооружение, скрытое под обшивкой фюзеляжа, способность тесного взаимодействия с наземными воздушными командными пунктами управления и с космическими аппаратами.
Время на создание такого истребителя есть. Он, по прикидкам конструкторов, может подняться в небо в 2015–2017 годах. Правда, при условии, что за этот срок не произойдет изменений в подходах Дели к военно-техническому сотрудничеству с Россией.