Кондолиза Райс и Роберт Гейтс выложили на стол новые идеи по ПРО.
Фото Reuters
Визит в Москву госсекретаря США Кондолизы Райс и главы Пентагона Роберта Гейтса не принес прорывов. Вашингтон продолжит переговоры с Польшей и Чехией о размещении элементов ПРО США.
Райс и Гейтс гостили в Москве в пятницу и субботу. Они прибыли для участия в переговорах в формате «2+2» со своими российскими коллегами Сергеем Лавровым и Анатолием Сердюковым. Основными темами повестки стали планы США по развертыванию ПРО в Польше и Чехии, судьба Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), перспективы продолжения взаимного контроля после истечения Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) в 2009-м и ядерная программа Ирана.
Райс подтвердила, что США продолжат переговоры с Варшавой и Прагой о размещении соответственно 9 противоракет и «нескольких радаров», несмотря на просьбы Москвы «заморозить» их. Тем временем американцы надеются убедить Москву в необходимости сотрудничества. Госсекретарь, заявив, что вместе с Гейтсом она выложила на стол новые идеи по противоракетной обороне, сказала: «Мы предложили все, что они только могли захотеть». Гейтс, в свою очередь, разъяснил, что были высказаны соображения по повышению прозрачности и обмена информацией. Речь идет о присутствии представителей обеих стран на объектах ПРО в США и России и, возможно, в третьих странах. Америка готова обсудить с Россией и гарантии того, что в будущем предлагаемые объекты в Польше и Чехии не будут усовершенствованы таким образом, чтобы представлять опасность для сил ядерного сдерживания РФ.
Лавров пообещал, что в Москве изучат американские предложения. Но тут же привел «две серьезные проблемы»: Россия и США сейчас по-разному оценивают характер угрозы ракетного распространения, и для эффективных российско-американских переговоров Вашингтон должен был бы «заморозить» планы по развертыванию ПРО. Наблюдатели называют тактику России, направленную на максимальное отсрочивание планов США, правильной. До истечения полномочий администрации Буша остается чуть более года, и если Москве следует идти на серьезные уступки, то было бы разумнее торговаться уже со следующим хозяином Белого дома.
Между тем, судя по словам Лаврова, и Москва, и Вашингтон хотят спасти ДОВСЕ. Министры внесли предложения, как сделать договор жизнеспособным. «Мы высказали нашу оценку этих предложений (США) как шага в правильном направлении, но пока, по нашему убеждению, недостаточного», – заявил министр. Не исключено, что Россия, как и предупреждала, перестанет выполнять свои обязательства по ДОВСЕ уже в декабре.
До конца года главы внешнеполитических и оборонных ведомств должны отчитаться перед президентами о режиме после истечения другого важного договора – СНВ-1. «У нас есть понимание значения этого договора и того режима, который будет установлен после истечения его действия, для стратегической стабильности», – осторожно отметил глава российского МИДа.
Подвижек в позициях Вашингтона и Москвы по иранской ядерной программе нет. Райс подчеркнула, что у РФ и США есть лишь тактические разногласия – по наполнению третьей антииранской резолюции СБ ООН и времени ее принятия. Кроме того, Москва выступает против усиления давления на Тегеран за рамками Совбеза. Вероятно, Вашингтон готов повременить с новой резолюцией в СБ ООН до середины ноября.
Тем временем на первый план в российско-американских переговорах неожиданно вышла тема Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Ее затронул на встрече с Гейтсом и Райс Путин: «Нужно вести дело к тому, чтобы придать этим российско-американским договоренностям глобальный характер... Если мы не сможем достичь этой цели, то, я думаю, нам будет сложно оставаться в рамках этого соглашения». Замдиректора Института США и Канады РАН Павел Золотарев так комментирует ситуацию вокруг договора: «Никто, кроме России и США, таких ограничений не имеет, а вблизи РФ в отличие от США есть государства, имеющие весомый потенциал ракет средней и малой дальности, способных нести ядерное оружие». По мнению Золотарева, Москве, однако, не следует представлять свои возможные шаги в качестве мер противодействия натовским странам и возможному размещению американской ПРО в Европе. «Ответные меры могут оказаться очень серьезными. В странах Балтии, входящих в Североатлантический союз, можно разместить такие ракеты средней и малой дальности, у которых подлетное время до основных объектов российской системы управления будет мизерным», – подчеркнул эксперт. Золотарев считает, правильнее было бы постараться сохранить РСМД, чтобы не разрушать договорную базу, созданную еще в период холодной войны. Можно было бы найти компромиссное решение, предусматривающее размещение ракет средней и малой дальности в тех регионах, откуда возникает реальная ракетно-ядерная угроза. Министры в пятницу договорились продолжить обсуждение темы РСМД.
Ни по одному из пунктов повестки переговоров в формате «2+2» прорывов не зафиксировано. Главная договоренность – это то, что формат будет теперь «постоянно действующим». По словам Лаврова, Райс и Гейтс предложили «встретиться где-то через полгода в Соединенных Штатах». Говоря об этой встрече в Вашингтоне, Райс затруднилась с ответом, какой президент будет к тому моменту управлять Россией. Полномочия Путина истекают в мае. Госсекретарь подстраховалась, встретившись в ходе поездки с «потенциальными преемниками» – премьером Виктором Зубковым и его первыми заместителями Дмитрием Медведевым и Сергеем Ивановым. На вопрос журналиста, понимает ли она после этих встреч, куда движется Россия, Райс ответила: «Не думаю, что кому-то из нас это известно».