Федеральный суд США удовлетворил иск, который подали американские граждане, потерявшие родных в результате теракта в 1983 году в Ливане, против Ирана. Это решение обещает еще больше осложнить напряженные отношения Вашингтона с Тегераном.
241 американский военнослужащий погиб в Бейруте 23 октября 1983 года: в казарму врезался начиненный взрывчаткой автомобиль. Операцию, как установлено, организовала экстремистская группировка «Хезболлах». В 2003 году федеральный судья Ройс Ламберт вынес вердикт, согласно которому ответственность за теракт несет правительство Ирана, поскольку оно оказывало финансовую и иную поддержку боевикам «Хезболлах». В минувшую пятницу тот же судья Ламберт удовлетворил иск выживших в Бейруте американских военнослужащих, а также родственников погибших.
Решение суда изложено на 43 страницах. Подробно, до доллара, расписано, почему и какая сумма компенсации должна быть выплачена Ираном каждому из истцов. Итоговую цифру – 2 656 944 877 долл. – Ламберт назвал крупнейшей из когда-либо предъявленных в американском суде к иностранному государству.
Тегеран отреагировал в субботу, назвав решение суда «безосновательным, противоречащим правовым принципам и политически мотивированным». Впрочем, по ту сторону океана действия судьи вполне вписываются в правовые рамки. Согласно американскому закону о суверенном иммунитете иностранных государств, «иностранное государство несет ответственность в той же мере, как и частное лицо» в ряде обстоятельств, к числу которых судья Ламберт отнес теракт в Бейруте.
Иностранные государства сами выбирают, прислушиваться ли к нормам американского законодательства или же упрекать США в навязывании другим своих законов (последнее, например, ранее делала Россия). Так или иначе, в случае с Ираном истцам вряд ли удастся в обозримой перспективе получить свои деньги: поскольку средства Ирана в США, по сообщению «Вашингтон пост», исчисляются скромными 20 млн. долл. А может ли Иран последовать примеру Ливии и пойти на мировую добровольно?
Еще несколько лет назад Ливия считалась государством-изгоем. Против нее с 1992 года действовали санкции ООН (за роль Триполи во взрыве трансатлантического рейса Pan Am 103 в 1988 году над шотландским городом Локерби), а также с начала 1980-х односторонние санкции США, включивших режим Муамара Каддафи в список поддерживающих терроризм. Но в 2003 году, после того как Ливия согласилась выплатить родственникам погибших в катастрофе над Локерби 2,7 млрд. долл. компенсации, международные санкции были сняты. 15 мая этого года госсекретарь США Кондолиза Райс объявила об исключении Ливии из списка государств – спонсоров терроризма и о скором возобновлении нормальных дипломатических отношений с Триполи. Райс, правда, объяснила решение Вашингтона иными «историческими» жестами правительства Каддафи, также принятыми в 2003 году, – отказом от поддержки терроризма и свертыванием ядерной программы.
Эксперты высказывали две версии, почему полковник Каддафи пошел навстречу международному сообществу: в 2003 году, когда пал режим Саддама в Ираке, ливийский лидер опасался вторжения США либо Каддафи понял, что экономические выгоды от сотрудничества с Западом обеспечат большую стабильность и, соответственно, лучшую устойчивость режима в Ливии.
Теоретически у Ирана есть возможность предпринять шаги, подобные тем, что сделала Ливия: свернуть ядерную программу, перестать поддерживать экстремистские группировки, договориться о компенсациях по теракту. На практике же Тегеран, по мнению ряда экспертов, не готов к нормализации отношений с Соединенными Штатами.