Двухдневная встреча глав дипломатических ведомств 27 стран ЕС, завершившаяся вчера в Брюсселе, дала официальный старт новой межправительственной конференции. Ее задача – придать договорную форму компромиссу по реформе институтов и процедур сообщества взамен не прошедшему проекту конституции.
Формулированием статей нового базового договора немедленно займутся эксперты. Если все пойдет гладко, они уже в сентябре должны представить текст главам МИД, с тем чтобы в октябре его могли утвердить на специальном саммите ЕС, а в декабре (после перевода на 25 языков) – подписать. Иначе не поспеть с ратификацией всеми 27 государствами до выборов в Европарламент 2009 года.
План жесткий, объем работы над 280-страничным документом велик. Но наибольшую заботу у лидеров ЕС вызывает то, как избежать новых политических дискуссий по принципиальным вопросам. Потенциальным возмутителем спокойствия слывет Польша. Глава ее дипломатического ведомства Анна Фотыга подтвердила в Брюсселе принципиальное согласие Варшавы с положениями разрабатываемого договора, но в то же время напомнила о различных мнениях насчет интерпретации формулировок. Речь прежде всего идет об изменении механизма принятия решений в Совете ЕС.
Согласно новому договору у Польши и других средних по размерам стран союза будет меньше возможностей влиять на решение, принятое крупными государствами. Кроме того, Варшава (как и Лондон) высказывает сомнения насчет совместимости включаемой в договор европейской Хартии гражданских прав с польским законодательством. Но, видимо, с оглядкой на неясные перспективы нынешнего правительства польские претензии преподносятся уже не столь ультимативно, а от части их пришлось отказаться.
Министр иностранных дел Португалии Луиш Амаду заявил, что в ходе выработки базового договора не будет допущено отступления от согласованного лидерами стран ЕС в июне политического мандата «ни на один миллиметр». Июньский компромисс, лежащий в основе переговоров, в некоторых своих частях расплывчат. Во всяком случае допускает интерпретации. Вот и Прага тоже не всем довольна. Как считает чешский вице-премьер Александр Вондра, «для конкретного договорного текста требуются еще некоторые выяснения».
Особенно много неясностей и противоречий скрыто в деталях, относящихся к будущим прерогативам ЕС во внешней политике. Министра иностранных дел ЕС по новому договору по-прежнему не будет. Но насчет объема полномочий Высокого представителя по вопросам внешней политики и безопасности наверняка еще предстоит разговор. Ведущие державы ЕС отнюдь не горят желанием делиться своим суверенитетом в этих делах с наднациональной инстанцией. Заодно стоит щекотливый вопрос субординации между главным дипломатом ЕС, председателем Комиссии (правительства) ЕС и будущим президентом ЕС, который возглавит главный орган принятия решений – Совет ЕС – уже на 2,5 года. Учитывая эти и многие другие аспекты, берлинская «Вельт» полагает «весьма возможным, что на саммите ЕС в октябре споры разгорятся вновь».
Между тем агентство Рейтер сообщало о забавной детали встречи министров иностранных дел в Брюсселе: в понедельник в зале, где обедали дипломаты, обнаружили живую мышь. Журналисты поинтересовались у главы британского Форин оффиса Дэвида Милибенда, не считает ли он, что мышка подослана русскими, чтобы подслушать его комментарии коллегам по делу Лугового. Милибенд отверг это предположение, пояснив, что животное «не пищало... и, похоже, к мыши не был прикреплен микрочип».