Российское предложение Соединенным Штатам об использовании Габалинской РЛС вместо размещения элементов американской ПРО в Европе остается в силе. Президент РФ Владимир Путин будет обсуждать его с президентом США Джорджем Бушем в ходе их встречи 1–2 июля с.г. в Кеннебанкпорте, и именно от их совместного решения, по словам российских официальных лиц, зависит судьба взаимодействия между Россией и США в этой области.
О том, что предстоящий российско-американский саммит в значительной части будет посвящен вопросам стратегического баланса, связанным с российской инициативой в Хайлигендамме, сообщили вчера на пресс-конференции в Москве первый заместитель министра обороны, начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии Юрий Балуевский и заместитель министра иностранных дел Сергей Кисляк.
По их словам, в Москве не рассматривают в качестве официального ответа Вашингтона высказывания «отдельных» американских руководящих лиц на тему ПРО, последовавшие за встречей Путина и Буша в ходе саммита «большой восьмерки». Как отметил генерал Балуевский, эти официальные лица (госсекретарь Кондолиза Райс, министр обороны Роберт Гейтс, помощник президента по национальной безопасности Стивен Хедли и другие) не столько отвечали на идеи российской стороны, сколько пытались их исказить и представить в неверном свете.
Так, в Вашингтоне заявляют, что Москва, наконец, признала «иранскую угрозу». Однако в действительности в России так не считают. Просто с учетом ссылок американцев на такую угрозу было предложено решение, которое позволяет оценить реальную картину, а если речь и зайдет о возникновении такой угрозы, то ее заранее обнаружить и оценить.
Неверны и заявления об устаревшем характере Габалинской РЛС, отметил Балуевский, она вполне отвечает своим задачам и при необходимости может быть модернизирована.
Наконец, не следует трактовать российское предложение как дополнение к планам по развертыванию 3-го позиционного района ПРО (в Чехии и Польше). Предложение Москвы предусматривает отмену этих планов как меры, угрожающей безопасности России.
Как отмечает российский военный руководитель, США поспешно двигают планы развертывания в Восточной Европе еще недостаточно отработанных и испытанных элементов ПРО. Цель таких действий, вносящих стратегический компонент в группировку сил США в Европе, как он считает, – поставить будущего президента США перед свершившимся фактом, сделав процесс ракетной гонки необратимым.
Со своей стороны, заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Кулик отметил, что предложения Путина шире, чем просто идея задействования Габалинской РЛС. По его словам, важное значение имеет также и предложение о проведении совместных оценок угроз стратегической стабильности.
Как считает дипломат, планы развертывания американской ПРО в Восточной Европе нарушают стабильность в регионе. Это угрожает безопасности не только России, но и европейских стран, особенно тех, в которых будут размещены компоненты ПРО. Ведь очевидно, что подобные действия неизбежно вызовут необходимость принятия Россией мер, направленных на восстановление стратегической стабильности.
По словам обоих экспертов, эту проблему предстоит всесторонне рассмотреть президентам России и США на встрече, которая состоится между ними 1–2 июля в семейном имении Бушей на северо-восточном побережье США.