Франк-Вальтер Штайнмайер и Владимир Путин с оптимизмом смотрят на партнерство России и Евросоюза.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Государственный секретарь США Кондолиза Райс и ее немецкий коллега министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер в ходе визитов в Россию провели вчера в Москве, пожалуй, самые трудные переговоры за последние месяцы. По крайней мере, признаком трудностей служит закрытый характер прошедших бесед, содержание которых стало известно лишь фрагментарно. Нельзя также не отметить, что встреча президента Владимира Путина с Кондолизой Райс в его резиденции в Ново-Огареве вышла из графика и почти наложилась на время, выделенное для беседы со Штайнмайером.
В Москве наиболее интенсивный график был у Райс. Перед встречей с Путиным она провела переговоры с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, а рано утром нашла время для беседы за завтраком с представителями российской политической и интеллектуальной элиты.
В преддверии визита и в Москве Райс был задан один и тот же вопрос: не считает ли она, что между США и Россией возобновилась холодная война? В ответ госсекретарь сказала, что российско-американские отношения переживают «нелегкое время», но говорить о новой холодной войне нет оснований.
«Я не бросаюсь впустую такими терминами, как «новая холодная война», – заявила Райс. – Это масштабные и сложные отношения, однако они вовсе не похожи на тот непримиримый антагонизм, который был характерен для связей между США и СССР».
Направленность подходов Райс в определенной степени раскрыло содержание ее беседы с представителями российских НПО и политпартий. (В ней с российской стороны участвовали главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков, один из руководителей «Союза правых сил» Леонид Гозман, представитель группы «Ренессанс капитал» Игорь Юргенс, президент московского исследовательского фонда «Новая Евразия» Андрей Кортунов, а также член правления фонда «Открытая Россия» Ирина Ясина.)
По словам Ясиной, госсекретарь США особо интересовалась мнением российской общественности о плане урегулирования косовского конфликта, разработанном группой ооновских экспертов во главе с Мартти Ахтисаари. «По сути, всем участникам встречи она задала один вопрос – какова будет реакция в России, если план Ахтисаари будет реализовываться», – сказала Ясина. Константин Ремчуков отметил, что г-жа Райс выглядела очень энергичной и сразу же заявила, что не согласна с характеристикой состояния российско-американских отношений при помощи термина «холодная война». «Я была в СССР в 1979 году и помню, что такое холодная война. Ничего похожего сейчас не наблюдается», – отметила госсекретарь в начале беседы с представителями российской общественности. С этим позитивным настроем она и направилась на переговоры с российскими коллегами.
На встрече Путина с Райс в Ново-Огареве особое внимание было уделено двум вопросам: о размещении в странах Восточной Европы элементов американской системы противоракетной обороны и о Косово. По ПРО с российской стороны было заявлено, что эти планы угрожают безопасности России. Американская версия в изложении Райс свелась к тому, что ПРО направлена исключительно на обезвреживание возможного ракетного удара со стороны «стран-изгоев», таких как Иран и Северная Корея.
При обсуждении проблемы Косово стороны согласились с необходимостью поиска развязки этой проблемы. Было признано, что при нынешних позициях сторон разрешение проблемы не просматривается. Поэтому поиск решения, устраивающего всех, будет продолжен.
Как известно, проблема Косово является одной из самых сложных в отношениях Москвы и Вашингтона. Это связано с тем, что США и Европейский союз настаивают на реализации предложений Ахтисаари о предоставлении южному краю Сербии Косово независимости под международным контролем. В то же время сербские власти считают, что такой сценарий нарушит территориальную целостность Сербии и создаст опасный прецедент в международном праве.
По сведениям, поступившим от участников встречи, несмотря на сложный характер обсуждавшихся тем, общая атмосфера была живой и непринужденной. При этом сторонами было признано необходимым снизить тональность публичной полемики. Обсуждались и другие темы. В частности, Путин рассказал Райс и членам американской делегации о ходе подготовки в России к предстоящим выборам.
Вслед за встречей с американской делегацией Владимир Путин принял в Ново-Огареве министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера. В начале беседы была поднята тема разногласий между Россией и Евросоюзом, в том числе в связи с подготовкой к саммиту Россия–ЕС и переговорами о заключении нового базового соглашения между РФ и ЕС. При этом Путин заявил: «Думаю, слава Богу, конфликтов у нас нет, есть разногласия во взглядах на то, как решать те или иные проблемы». «С обеих сторон есть желание эти проблемы решать, и это, по-моему, уже неплохо», – добавил президент.
В свою очередь, глава МИД ФРГ призвал открыто обсуждать существующие разногласия. «Мы заинтересованы в том, чтобы преодолеть различия в интересах, подчас коллизии, которые существуют, и не дать им стать крупными политическими конфликтами», – сказал министр. По словам Штайнмайера, он приехал в Россию, «чтобы искать возможности преодоления этих несоответствий в преддверии саммита».