Министр финансов США Генри Полсон не примет участия во встрече министров финансов «большой восьмерки», которая состоится в Потсдаме на этой неделе. Таким образом, глава американского казначейства повторит жест главы Минфина ФРГ Пеера Штайнбрюка, который в апреле предпочел участию в аналогичной встрече в Вашингтоне отдых на намибийском курорте.
Официальный представитель Минфина США опроверг версию СМИ, что решение Полсона остаться на это время в Вашингтоне является ответом на апрельский жест его немецкого коллеги. «Мы не настолько мелочны», – заявил чиновник. На встрече США будет представлять заместитель министра финансов Роберт Киммит. Сам же Полсон будет занят вопросами регулирования ипотечных учреждений и продвижения через Конгресс законодательства о праве государственных органов разрешать или запрещать по мотивам национальной безопасности покупку иностранцами американских фирм и связанными с этим процедурами. Кроме того, ему предстоит подготовиться к запланированной встрече в Вашингтоне высокопоставленных представителей США и КНР – так называемому американо-китайскому стратегическому экономическому диалогу.
По оценке экспертов, ссылки помощников министра на его занятость контактами с Конгрессом – явная дымовая завеса. Ведь названной темой в области законодательства министр занят уже длительное время. В то же время все признают, что отказ министра от участия во встрече отражает его подход к клубу глав финансовых ведомств «большой восьмерки» как устаревшему и неэффективному мероприятию.
Как известно, первая встреча министров финансов того, что ныне называют «большой восьмеркой», была проведена по инициативе США в 1973 году. Тогда, через два года после отказа Вашингтона от привязки доллара к золотому стандарту, надо было как-то регулировать вопросы соотношения ведущих валют. Ныне же в эпоху глобализации, по мнению Полсона, встречи руководителей финансов «большой восьмерки» не способны эффективно регулировать вопросы курсов валют.
В финансовых кругах «большой восьмерки» высказываются различные идеи повышения эффективности встреч главных финансистов, которые зачастую называют «G7 плюс Россия», вплоть до расширения состава за счет влиятельных стран, прежде всего Китая. Однако позиция США, и самого Полсона в первую очередь, сводится к стремлению сделать упор на двусторонние контакты в ущерб регулярным совещаниям минфинов «большой восьмерки».
В этой связи показательна «занятость» Полсона в связи с подготовкой к американо-китайскому стратегическому диалогу. Как уже сообщалось, апрельскую встречу пропустил не только немецкий министр, но и приглашенные для обсуждения курса юаня высшие представители КНР – министр финансов и глава Банка Китая (Центробанка КНР). Они якобы были заняты «внутри страны». Таким образом, официальные представители КНР уже дважды способствовали девальвации встреч, устроенных в свое время Вашингтоном для управления мировыми валютами.