Британские моряки стали разменной монетой.
Фото Reuters
Освобождение Ираном 15 британских моряков достигнуто ценой трудных переговоров между Лондоном и Тегераном при посреднической роли Сирии. Потребовались встречные уступки Ирану, на которые прежде всего пришлось пойти американцам ради англичан. При этом фактически сорвалась попытка привлечь СБ ООН на сторону Великобритании. Все это ослабило формируемую Вашингтоном и Лондоном антииранскую коалицию.
Ныне Блэр заявляет, что в момент кризиса он действовал «взвешенно, твердо, но спокойно», «не вел переговоров, но и не вступал в конфронтацию». В действительности все слышали громкие слова премьера, когда он сетовал на «захват моряков в иракских водах» и клеймил как «безобразие» трансляцию их признаний. Слова премьера о «решающих 48 часах» вообще прозвучали как ультиматум. Ясно, что эта жесткость была предназначена сугубо для английской публики.
Ныне СМИ полны вопросов. Не заключена ли секретная сделка об освобождении британских пленников? Были ли моряки в иранских водах? Стала ли эта история дипломатическим триумфом Блэра или унижением Великобритании? Подобные вопросы весьма уместны. Вчера 15 британских военных прибыли на рейсовом самолете в лондонский аэропорт, откуда их перевезли на закрытую военную базу. Якобы ради встречи с родными без телекамер, но скорее всего – чтобы избежать невыгодных признаний.
Разве нельзя считать переговорами прямые контакты по телефону между советником Блэра Найджелом Шейнвалдом и секретарем Совета национальной безопасности ИРИ Али Лариджани? И о чем свидетельствуют признания сразу двух сирийских министров о посреднической роли Дамаска? По-видимому, вскоре прояснится и вопрос о том, какие встречные уступки сделали англичане иранцам.
Независимо от этого кое-чему можно дать оценку уже сейчас. Прежде всего это касается ограниченных возможностей Лондона по оказанию нажима на Тегеран. «Возмущение британского правительства, его решение добиваться поддержки со стороны ООН и ЕС продемонстрировало слабость Великобритании и Запада. Было время, когда, как отметил бывший первый лорд Адмиралтейства адмирал Алан Уэст, британцы могли ответить тем, что сровняли бы с лицом земли один из иранских прибрежных городов. Эти дни давно позади», – пишет английский «Экономист».
О том, что сейчас вынуждены были отступить инициаторы антииранского фронта, говорит произошедшее в этот период освобождение в Ираке ранее захваченного иранского дипломата. Кроме того, Вашингтон согласился рассмотреть вопрос о доступе иранцев к своим пяти гражданам, задержанным в Курдистане. Что это, как не встречная уступка?