События последних дней подтвердили сохраняющиеся трения между Москвой и Вашингтоном по ряду ключевых вопросов. Так, предъявлением целой серии требований к России отмечены состоявшиеся вчера в Москве переговоры с участием министра торговли США Карлоса Гутьерреса. Оказалось, что Вашингтон не считает окончательным свое согласие на вступление России в ВТО. Спор о торговле совпал по времени с дискуссией в СБ ООН о судьбе Косово, в которой кардинально разошлись российский и американский подходы к одной из важнейших проблем, а также с публикацией доклада американской правозащитной организации Freedom House, вновь назвавшей Россию «несвободной» страной.
Болезненные для Москвы жесты Вашингтона свидетельствуют о том, что взаимодействие по отдельным международным проблемам, в том числе и таким важным, как прекращение ядерных программ Ирана и Северной Кореи, не исключило продолжения давления на российского партнера по политическим и торгово-экономическим темам.
Еще одним «раздражителем», в данном случае – долговременным, является вопрос о возможном российском участии в «газовом ОПЕК». Имеется в виду выдвинутая рядом газодобывающих стран, прежде всего Ираном и Катаром, идея формирования организации, которая будет координировать их действия на мировом рынке.
Раздражение Вашингтона вызывает не только возможная «политическая составляющая» такой организации (в Западном полушарии сторонником ее создания является Венесуэла), но и возможность проведения ею картельной политики повышения цены на энергоноситель. Так, в письме, направленном на днях в адрес госсекретаря США Кондолизы Райс, член Палаты представителей Конгресса США Илеана Рос-Летинен осуждает идею создания «газового ОПЕК».
С точки зрения Рос-Летинен, создание «газового ОПЕК» представляет собой «угрозу безопасности США» и одновременно «мощную долговременную угрозу для мировых энергопоставок». По ее словам, участие в этой организации России негативно скажется на российско-американских отношениях. И хотя некоторые СМИ ошибочно представили указанное письмо в качестве позиции всего Конгресса, стоит обратить внимание на то, что документ антироссийской направленности появился перед встречей в Катаре представителей газодобывающих стран, намеченной на 9 апреля. Россию на переговорах будет представлять министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко.
Как известно, это уже вторая попытка обвинить Россию в стремлении к созданию газового картеля. В ноябре прошлого года с таким же утверждением выступил Экономический комитет НАТО, в конфиденциальном экспертном докладе которого говорилось, что Россия стремится к созданию международного газового картеля по типу Организации стран – экспортеров нефти, в том числе для того, чтобы использовать энергетику в политических целях. В качестве потенциальных участников такого картеля помимо России названы Алжир, Катар, Ливия, государства Центральной Азии и Иран.
Влиятельная конгрессвумен Рос-Летинен предлагает администрации Буша «ясно заявить российскому правительству о том, что США будут считать формирование картеля недружественным актом, который негативно скажется на сотрудничестве в других областях».
«Газовый ОПЕК» страшит не только отдельных политиков в Вашингтоне. Международное энергетическое агентство (главная организация потребителей нефти и газа, базирующаяся во Франции) полагает, что рынок – гораздо более эффективный механизм. «Картели ведут к неверному поведению и не укрепляют надежность поставок. Поднятие цен путем формирования картеля будет способствовать снижению спроса у потребителей или их переходу на другие энергоносители», – отмечает организация.
Доктор Амелия Хэдфилд, эксперт по энергетике из Университета Кента, так комментирует ситуацию для «НГ»: Строить такой картель сейчас еще слишком рано: в отличие от нефти, газ пока продается по долгосрочным контрактам, и поставщик привязан трубой к определенному рынку. Изменить ситуацию мог бы сжиженный природный газ. Если СПГ станет главным методом транспортировки, тогда есть хорошие шансы создать «газовый ОПЕК». При этом необходимо обеспечить, чтобы все участники картеля использовали эту технологию и могли согласовать цену».
Если физическую проблему решить можно, то с политической все сложнее. Создание такого картеля абсолютно не устраивает Европу, отмечает эксперт, особенно если в клуб войдут ее главные газовые поставщики – Россия и Алжир. По словам Хэдфилд, могут пострадать и российские интересы, а именно сократиться иностранные инвестиции.