Президент США Джордж Буш выступил с новым предупреждением в адрес Ирана. США «дадут жесткий ответ», если Тегеран поставит под угрозу жизни американцев и населения в Ираке, предупредил президент. Буш уточнил, что не намерен вторгаться в Иран, но фактически подтвердил, что Вашингтон делает ставку на перемены внутри страны. Он также предложил простым иранцам осознать «упущенные возможности» от изоляции их страны.
Каким именно будет «жесткий ответ» Вашингтона, президент не пояснил. Однако наблюдатели полагают, что речь идет об отданном Белым домом приказе брать в плен или уничтожать иранских агентов в Ираке и усилении международного давления на Тегеран.
Буш также вменил в вину Ирану попытки обрести ядерное оружие и выразил надежду, что эту проблему удастся урегулировать дипломатическим путем. При этом Вашингтон традиционно не исключает применения силы в качестве крайней меры.
Американские эксперты предупреждают, что в случае с ядерной программой Ирана нет гарантии, что дипломатия принесет плоды. «Но ни один другой вариант помимо дипломатии не представляется более выгодным», – считает Ричард Хаас, президент американского Совета по внешней политике. Нанесение превентивных военных ударов вызовет болезненные акции возмездия (иранцы могут ответить активизацией насилия в Ираке, Ливане, Афганистане, вызвать перебои с экспортом нефти из Персидского залива). А обретение иранцами ядерного оружия позволит Тегерану действовать еще более уверенно, чем сейчас.
Дипломатический же подход в идеале должен обеспечить тщательный международный мониторинг ядерной деятельности Ирана в обмен на предоставление ему «щедрого пакета стимулов».
По мнению Хааса, если для усмирения ядерных амбиций КНДР посредством санкций достаточно поддержки Китая (основной экспортный поток в Северную Корею идет именно из КНР), то для Ирана «нет третьей страны», которая могла бы оказать критическое влияние. Эксперт полагает, что Ирану надо предложить такой пакет стимулов в области экономики, дипломатии и безопасности, чтобы он прежде всего понравился иранскому народу и на режим пошло давление снизу с целью отказаться от радикальной внешней политики.
Очевидно, что и Буш рассчитывает на внутренние перемены в Иране. «Мы говорим иранскому народу, что власти несут ему лишения, что у населения есть шанс снова жить, процветая как великая нация. А если ваши власти продолжат настаивать на обретении ядерного оружия, иранский народ упустит возможности», – сказал Буш. Он отметил, что США продолжат работать со своими союзниками, чтобы донести этот сигнал иранцам.
Пока Вашингтон сталкивается на этом поприще с серьезными трудностями. Как сообщила вчера «Нью-Йорк таймс», между Европой и США может возникнуть раскол в вопросе введения экономических санкций против Ирана. Обычно европейские компании берут займы в европейских банках для контрактов в Иране под гарантии своих правительств. В 2005 г. таких гарантий было выдано на 18 млрд. долл., в минувшем их число несколько снизилось. Европейцы покупают в Иране нефть, экспортируют станки и промышленное оборудование, не имеющие военного назначения.
Ссылаясь на политические, правовые и технические проблемы, европейцы объясняют американцам, что не готовы быстро замораживать активы иранских компаний и пресекать транзакции, основываясь исключительно на развединформации. Попытки ввести такую практику в Европе влекут судебные разбирательства, и компании, делают бизнес в Иране, выигрывают процессы.