Глава МВД Франции стал на один шаг ближе к Елисейскому дворцу.
Фото Reuters
Глава МВД Франции Николя Саркози стал еще на шаг ближе к Елисейскому дворцу. Вчера в Париже на съезде Союза за народное движение (СНД) он был официально утвержден кандидатом в президенты. Президентские выборы состоятся 22 апреля, и у Саркози наилучшие шансы на лидерство из политиков правого лагеря.
Победа Саркози на внутрипартийных выборах сомнений у наблюдателей не вызывала. Его политические оппоненты даже жаловались, что огромные средства, затраченные на «чествование одного человека, – это оскорбление всем тем, кому в стране живется несладко». Так, Ноэль Мамер, «зеленый» депутат от Жиронды, сравнил действо, в котором участвовали около 50 тыс. членов СНД, с «коронацией Наполеона».
В свои 51 Саркози – политический тяжеловес. Согласно опросам, 59% избирателей считают, что он сможет эффективно руководить страной, прибегнет к новым подходам для решения старых проблем, поймет тревоги и чаяния электората. Саркози зарекомендовал себя прежде всего как сторонник жестких мер в отношении иммиграции. Бездействие государства в этой сфере на протяжении последних десятилетий, по мнению большинства французов, лежит в основе социально-экономических проблем. В то же время избирателей тревожит чрезмерно проамериканский подход потенциального лидера.
Основной соперник Саркози слева – представительница прекрасного пола, кандидат от Социалистической партии Сеголен Руаяль. Согласно опросу Ipsos, как в первом, так и во втором туре Саркози и Руаяль идут бок о бок: разрыв – менее 1% и не превышает погрешности.
Третьим в предпочтениях с 12% по-прежнему остается лидер крайне правого Национального фронта Жан-Мари Ле Пен. Далее следуют председатель Союза за французскую демократию Франсуа Байру (10%), троцкист Оливье Безансено и коммунистка Мари-Жорж Бюффе (у них по 3%). Затем – председатель правого Движения за Францию Филипп де Виллье и кандидат крайне левой «Рабочей борьбы» Арлетт Лагийе с 1,5%.
Отметим, что, согласно законодательству, пока не гарантировано, что перечисленные политики получат статус официального кандидата. Им еще предстоит подтвердить наличие поддержки по меньшей мере 500 избранных народных представителей: депутатов или сенаторов, европейских парламентариев-французов, генеральных или региональных советников. Как бы то ни было, ожидается, что основное противостояние в апреле развернется между Руаяль и Саркози. По мнению аналитиков, в случае прихода к власти любого из них отношение Франции к России не будет прежним. Ведь при Саркози внешнеполитические приоритеты Парижа сдвинутся в сторону Вашингтона. Саркози уже сейчас активно использует риторику администрации Джорджа Буша в вопросах продвижения демократии. Оппоненты давно окрестили главу МВД «будущим пуделем Джорджа Буша». У социалистов, в свою очередь, отношения с Россией никогда не были на первом плане.
Впрочем, эти прогнозы могут в итоге оказаться чрезмерно пессимистичными. Как показывают нынешние отношения Москвы с Берлином, где на посту канцлера «друга» Шрёдера сменила Ангела Меркель, выгодное экономическое сотрудничество перевешивает личные предпочтения политиков.