Глава делегации КНДР на шестисторонних переговорах в Пекине объявил, что его страна может при определенных условиях прекратить свою ядерную программу. Но, по его словам, уже созданные ядерные заряды будут сохранены. Все эти заявления прозвучали на фоне сообщений из Сеула: там заметили признаки подготовки на северокорейском полигоне к новым испытаниям.
Переговоры проходят в закрытом городке Дяоюйтай, окруженном парком скоплений охраняемых особняков в западной части китайской столицы, и сами являются закрытыми. Сведения о них поступают лишь в форме утечек из делегаций и разъяснений сотрудников МИД КНР.
По словам официального представителя МИД КНР Цинь Гана, участники «шестисторонки» ныне ведут «плотные и напряженные» двусторонние консультации. К настоящему моменту состоялось уже около 30 таких встреч. «Все соответствующие стороны поддерживают тесные контакты и ведут напряженные консультации по вопросу реализации совместного заявления, принятого по итогам четвертого раунда в сентябре 2005 года», – сообщил Цинь Ган.
Вместе с тем, как стало известно, на встрече с американскими представителями глава северокорейской делегации заместитель министра иностранных дел КНДР Ким Ге Гван пытался убедить своих собеседников, что поскольку его страна уже стала ядерной державой, то вопрос о ликвидации созданных Пхеньяном ядерных зарядов не может быть предметом переговоров. В то же время, по его словам, КНДР могла бы на определенных условиях отказаться от производства новых ядерных вооружений и свернуть свою нынешнюю плутониевую программу.
Речь идет об остановке атомного реактора в исследовательском центре Йонбен и о допуске инспекторов МАГАТЭ. Это может быть сделано в обмен на отказ США от «враждебной политики» в отношении Пхеньяна и отмену принятых в отношении него санкций. Кроме того, Северная Корея требует предоставления ей легководных реакторов АЭС и поставок топлива для тепловых электростанций до вступления АЭС в строй.
Глава американской делегации Кристофер Хилл назвал последовавшие двусторонние встречи «весьма полезными», а поведение дипломатов КНДР «более прагматичным». Вместе с тем он признал нелегкий характер состоявшихся обсуждений и отказался от предсказаний по поводу их конечного результата.
Как Вашингтон, так и Пхеньян используют имеющиеся у них рычаги давления на своих партнеров по переговорам. В руках американцев таким рычагом является судьба 24 млн. долларов, замороженных на счетах в принадлежащем КНДР банке «Делта Азия» из Макао (КНР). Переговоры на эту тему ведут в эти дни в Пекине глава Банка внешней торговли КНДР О Гван Чхол и помощник заместителя финансов США Дэвид Глейзер.
Инструментом давления в руках Пхеньяна остается сама ядерная программа. С очередной сенсацией на эту тему выступил вчера в Сеуле депутат южнокорейского парламента Чун Хюн Кын, являющийся членом парламентской комиссии по делам разведки. По его словам, «с начала текущего месяца наблюдается большая активность в районе тоннеля близ горы Мантап, в Пхунгене». Речь идет о полигоне, где 9 октября состоялось первое ядерное испытание.