Представители КНР, США, Японии, Индии и Южной Кореи – пяти крупнейших потребителей нефти – провели в конце прошлой недели в Пекине встречу, которую вполне можно назвать зародышем глобального картеля покупателей. Главной темой дискуссий стала энергобезопасность. Так, как ее понимают импортеры нефти. Участники встречи жаловались на непредсказуемые колебания цен и их общий рост. «Это негативно сказывается на всей мировой экономике, в том числе на развивающихся странах», – говорится в итоговом заявлении.
«Мы будем способствовать сбережению нефти, повышению энергоэффективности, активному развитию альтернативных источников энергии, использованию чистых и эффективных технологий, включая ядерную энергию, будем создавать запасы нефти», – говорится в документе. Большое внимание уделяется в нем также росту инвестиций в добычу нефти как главному способу обеспечения достаточных поставок энергоресурсов на рынки.
«Страны, являющиеся ключевыми потребителями энергии, планируют укрепить взаимное сотрудничество», – заявил представитель страны – организатора встречи глава Госкомитета КНР по развитию и реформе Ма Кай.
Участники пекинского форума исходили из того, что цены на нефть искусственно «взвинчены» странами – членами ОПЕК и другими экспортерами нефти. По оценке Ма Кая, цена на нефть на мировом рынке ныне превышает ее себестоимость в пять раз. Журнал «Чжунго шихуабао» отмечает, что «союз пяти стран позволит в значительной степени сдерживать ОПЕК».
Речь идет, таким образом, прежде всего о создании своего рода картеля импортеров нефти. Главная цель участников этого «энергосоюза» – по возможности сбить цены на энергоносители, которые им приходится ввозить в возрастающих объемах. В общей сложности на упомянутую «пятерку» приходится 45% мирового потребления нефти.
Другой важной целью «союза пяти» является урегулирование противоречий между самими его участниками. Между, с одной стороны, США и Японией, уже закрепившимися на рынке и в сфере нефтедобычи и нефтепереработки, а с другой – с наращивающими свою экономическую мощь новичками Китаем и Индией. Известно, в частности, что Вашингтон, главный инициатор создания картеля импортеров нефти, в течение последних двух лет систематически вносил эту тему в повестку дня американо-китайских саммитов и других мероприятий двустороннего диалога.
Американцы жаловались на то, что Пекин всеми силами пытается получить прямой доступ к имеющимся месторождениям нефти и газа. Госсекретарь США Кондолиза Райс назвала это проявлением меркантилизма, явления, более характерного для раннего этапа развития капиталистического хозяйства (захват колоний и т.п.), чем эпохи глобализации с его широким доступом на рынки.
Особое раздражение Вашингтона вызывает координация действий между КНР и Индией, а также тот факт, что обе страны используют в целях получения доступа к месторождениям свой статус развивающихся стран. Дело, правда, не ограничивается жалобами на поведение партнеров – как Китаю, так и Индии в обмен на сотрудничество предлагаются энергосберегающие технологии и поставки оборудования для атомной энергетики.
Несмотря на увещевания Вашингтона, незадолго до пекинской встречи КНР и Индия подписали между собой соглашение о сотрудничестве в вопросах получения доступа к месторождениям газа и нефти в третьих странах. Именно это дало повод министру энергетики США Сэмюэлу Бодмэну вновь пожаловаться в Пекине на то, что партнеры продолжают нарушать рыночные принципы. По его мнению, энергобезопасность в мире обеспечит не столько владение месторождениями, сколько обеспечение для всех свободного доступа на рынки. Аналогичным образом цены, считает он, должны формироваться глобальными рынками, а не устанавливаться правительствами, прибегающими к их скрытому субсидированию.
Для России как крупнейшего в мире экспортера углеводородных энергоресурсов появление нового картеля имеет важное значение. Москва не член ОПЕК, но ей всегда приходится учитывать шаги этой организации на рынках. Теперь ей придется дополнительно оглядываться и на действия «АнтиОПЕК».
Помимо естественного противоречия между продавцами и покупателями нефти у них есть и общий интерес. И Россия, не являющаяся участником картельных объединений, могла бы сыграть центральную роль в обеспечении баланса их интересов. Это касается и такой важной темы, как рекомендуемое некоторыми экспертами установление ограничения роста потребления невозобновляемых ресурсов, каковыми являются нефть и газ, и таких вопросов, как обеспечение энергосбережения, более широкого использования альтернативных источников энергии и других.
Все названные темы ныне часто обсуждаются на мировых форумах разного формата. Появление своего рода картеля импортеров нефти позволяет в дополнение к этим дискуссиям организовать более структурированный диалог по вопросам энерготорговли и энергопотребления. А это, в свою очередь, позволит повысить эффективность энергетических решений.