Начавшаяся неделя отмечена возросшими людскими потерями в Ираке и продолжающимися дебатами в американских руководящих кругах о том, как лучше выйти из затянувшегося конфликта.
Вчерашний день в Багдаде стал одним из самых кровавых за последние месяцы. Почти одновременные взрывы двух автомашин в центре столицы унесли жизни 60 человек, еще 220 ранены. Большинство жертв – люди, с утра собравшиеся на традиционном месте найма на стройки и разовые работы.
В эти дни в Вашингтоне продолжаются встречи президента США Джорджа Буша с руководителями правительственных ведомств и видными экспертами, которые комментируют представленный Белому дому доклад Группы по изучению Ирака. В понедельник Буш и вице-президент Дик Чейни посетили с этой целью «Туманную низину» – Госдепартамент, где выслушали соображения госсекретаря США Кондолизы Райс и других видных дипломатов. Затем была встреча в Белом доме с отставными генералами и известными политологами.
Во вторник президент провел видеоконференцию из Овального кабинета с командующими войск США и вице-президентом Ирака Тариком аль-Хашими. В среду предстоит его встреча с руководством Пентагона.
Проведенные беседы показали большой разброс мнений в американских верхах по вопросу о дальнейшем курсе США в Ираке. Обнаружилось, что далеко не все эксперты считают полезными рекомендации группы Бейкера-Гамильтона. Особенно это касается совета вывести из Ирака к марту 2008 основную часть боевых сил США – 15 сухопутных бригад, переложив бремя боевых действий на иракские войска, кадрированные американскими советниками.
Так, участники группы экспертов, с которыми Буш встретился в понедельник, сказали президенту, что в отличие от Группы по изучению Ирака они не считают войну проигранной. Для победы, по их мнению, надо не сократить, а несколько увеличить численность войск США, в целом нарастить бюджет Пентагона и перетрясти его верхушку. Уже есть кандидат на увольнение – начальник Объединенного комитета начальников штабов генерал Питер Пейс.
Примерно такой же разброс мнений наблюдается и в Конгрессе, где в последние дни также прошло обсуждение рекомендаций группы Бейкера-Гамильтона. Если видные демократы, в том числе сенаторы Хиллари Клинтон и Карл Левин, проявили свою заинтересованность в реализации советов двухпартийной группы, то ведущий политик-республиканец сенатор Джон Маккейн, претендент на пост президента США, твердо стоит за продолжение военных усилий.
Недовольство предложениями группы Бейкера-Гамильтона звучит и из Багдада. Иранский президент Джаляль Талабани назвал их «опасными» и подчеркнул, что попытка ультимативно назначить график требуемых мер по преодолению гражданской войны перед властями Багдада попирает иракский суверенитет.
С учетом полученных откликов и рекомендаций Буш получил возможность составить наиболее выигрышный и приемлемый с его точки зрения набор шагов, касающихся дальнейшего курса в Ираке. Как стало известно из кругов Белого дома, президент США до конца года, а скорее всего еще до Рождества, выступит с публичной речью, в которой он обрисует «новый курс движения вперед» в Ираке.
Как предсказывают американские СМИ, в своем новом курсе Буш будет базироваться на общей оценке: для США Ирак остается «центральным полем боя в борьбе с экстремистами и радикалами». При этом он вряд ли назовет какую-либо конкретную дату ухода из Ирака.
В то же время наблюдатели не исключают возможного проявления Белым домом определенной гибкости внешнеполитического плана прежде всего в том, что касается привлечения соседних с Ираком государств к шагам по стабилизации обстановки в этой стране. В отличие от вопроса о военной тактике в Ираке возможность проведения международной конференции, направленной на стабилизацию обстановки в Ираке, не рассматривается как спорная тема. При этом главный упор делается на привлечении к этому широкого круга стран региона, прежде всего Египта и стран Персидского залива.
В то же время все более активно обсуждается и тема обращения за содействием к соседним с Ираком Ирану и Сирии. Влияние названных стран на обстановку в Ираке ныне все шире признается в Вашингтоне. Допускается и мысль о том, что обе страны могли бы помешать «подпитке» террористов оружием и кадрами через общие границы этих стран с Ираком. И даже надежда, что они могли бы повлиять в выгодную сторону на ситуацию в этой стране через «дружественные» им силы. Вместе с тем вопрос о том, как этого можно добиться от Дамаска и Тегерана, остается предметом дискуссий. Наиболее трудно американской администрации допустить возможность диалога с Ираном в свете существования его ядерной проблемы и санкций.