Спустя пять лет после победоносного завершения операции «Несгибаемая свобода» ситуация в Афганистане грозит выйти из-под контроля. Директор ЦРУ Майкл Хайден подтвердил на слушаниях в Сенате, что в Афганистане наблюдается резкий рост влияния «Аль-Каиды» и что растет число боевиков «Талибана». Причем террористы перенимают опыт и тактику нападений, применяемые в Ираке. «Аль-Каида», по словам недавно посетившего Кабул Хайдена, «является связующим звеном между Ираком и Афганистаном». Выводы директора ЦРУ поддержал и шеф разведки Пентагона генерал Майкл Мейплз.
В тревожных тонах выдержано опубликованное на прошлой неделе исследование обстановки в стране, проведенное правительством Кабула при содействии ООН. В нем отмечается резкое увеличение военной напряженности. Если в прошлом году регистрировалось около 130 нападений на войска стран НАТО в Афганистане в месяц, в марте текущего года – 300, то сейчас уже до 600 атак в месяц. В результате этих действий, а также операций преимущественно американских, английских и канадских войск в южных и восточных провинциях с начала этого года убиты более 3700 афганцев. В том числе не менее 1000 мирных жителей.
Ситуация с безопасностью, говорится далее в исследовании, становится все более драматической. Восстановительные работы во многих районах прекращены, школы закрыты, международные гуманитарные организации отозвали своих сотрудников. В значительной части страны «люди предоставлены самим себе или «Талибану», власть которого опасно возросла». Уполномоченный ООН по Афганистану Том Кенигс заявляет: «Чтобы избежать поражения, необходимо огромное военное усилие».
Все это является частью развернувшейся дискуссии, предваряющей рижский саммит НАТО, на котором афганский вопрос вновь намечен одним из главных. Вашингтон, чей десятитысячный «ограниченный военный контингент» недавно был подчинен командованию НАТО (имеющему в своем распоряжении более 31 тыс. солдат и офицеров ), стремится уменьшить свою «нагрузку» в Афганистане. США, в частности, добиваются того, чтобы воинские подразделения таких союзников, как Германия и Франция, расположенные в относительно более спокойных районах страны, тоже участвовали в столкновениях с «Аль-Каидой» и «Талибаном» в южных и восточных провинциях.
Нежелание ряда стран ввязываться в военные действия уже породило в рядах ИСАФ разговоры о «двухклассовом НАТО», когда одни ведут бои, несут потери и выполняют «грязную работу» где-нибудь в провинции Кандагар, а другие союзники «попивают пиво». Беспрецедентному нажиму подвергается в этой связи Германия, имеющая в Афганистане третий по величине контингент численностью в 2900 человек. Дело дошло до того, что на Парламентской ассамблее НАТО, состоявшейся на днях в канадском Квебеке, американские, британские, канадские и голландские депутаты обвиняли бундесвер в косвенной ответственности за гибель 12 канадских солдат, которым немцы отказали в поддержке во время боев на юге Афганистана.
Посетивший с инспекцией «зону ответственности» бундесвера в северной части страны, где нет боев, главком НАТО Джеймс Джонс заявил по-генеральски прямо: «Мы очень хотели бы иметь немцев на юге». Вчера «Франкфуртер альгемайне зонтансцайтунг» привела интервью анонимного высокопоставленного лица Пентагона. Он потребовал от федерального правительства «сделать шаг дальше», чтобы «командующий в Афганистане имел право утром запросить у немцев, а вечером уже получить батальон для действий на юге».
По сведениям брюссельских источников, в НАТО рассуждают примерно так: поскольку канцлер Ангела Меркель выступает за улучшение трансатлантических отношений настойчивее ее предшественника, то в Риге есть шанс побудить ее согласиться на подключение бундесвера к военным действиям на юге Афганистана. А уломав Германию, уже не будет труда заставить последовать за ней и остальных «попивающих пиво».
Пока Берлин держится. Канцлер заявила, что бундесвер по-прежнему должен концентрироваться на обеспечении безопасности и восстановлении в северных провинциях Афганистана. По данным опроса, 82% немцев против участия бундесвера в боевых действиях. Так что саммит НАТО станет серьезным политическим испытанием для Берлина.