Президент Махмуд Ахмадинежад пообещал запустить 60 тыс. центрифуг.
Фото Reuters
Президент США Джордж Буш не остановится перед использованием военной силы против Ирана, если иные способы остановить Тегеран от обретения ядерного оружия окажутся безрезультатными. Такое мнение высказал вчера посол Израиля в США Даниэль Айалон. Тем временем президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что его страна «будет стоять до конца, отстаивая свое ядерное право».
Айалон провел в Вашингтоне последние 4,5 года и вскоре покинет свой пост. В откровенном интервью израильской газете «Маарив» дипломат заявил, что если дипломатические усилия и санкции не принесут успеха, Буш скорее всего прибегнет к авиаударам и ограниченной сухопутной операции против Исламской Республики. «Те, кто знает Буша, понимают, что он очень упорный... Если санкции заработают, тем лучше. В противном случае он предпримет все возможные меры, включая военную операцию», – заявил Айалон.
Тем временем пресса комментирует утечки из нового доклада МАГАТЭ. Его представит глава агентства Мохамед Эль Барадей на сессии Совета управляющих МАГАТЭ 23 ноября. Документ носит технический характер и описывает, что произошло за последние три месяца с ядерной программой Ирана.
Как сообщил «НГ» информированный дипломатический источник, среди новых моментов в докладе указание на запуск в прошлом месяце очередного каскада из 164 газовых центрифуг. «Другие вопросы уже поднимались в предыдущем ежеквартальном докладе главы агентства. Вывод тот же: Иран в принципе выполняет Соглашение о гарантиях. Но без более широкого сотрудничества МАГАТЭ не в состоянии прояснить вопросы по прошлой ядерной деятельности страны и не может гарантировать, что программа Тегерана носит исключительно мирный характер», – сказал наш собеседник.
По его словам, в докладе также указывается на обнаруженные в одном из хранилищ на западе страны следы высокообогащенного урана и плутония. Иранцам был адресован запрос относительно происхождения этих следов, которые (за исключением плутониевых) упоминались еще в докладе трехмесячной давности. Иранцы дали свою версию: следы – побочный продукт мирной ядерной программы. Этот ответ сейчас изучается экспертами. Известно, что для функционирования реактора достаточно обогатить уран до 5%. Для начинки атомной бомбы степень обогащения должна быть выше 80%.
Бушерская АЭС, которая строится на юго-западе Ирана Россией, в докладе МАГАТЭ не упоминается. Дипломат пояснил, что юридически иранцы выполняют требования Соглашения о гарантиях. Но МАГАТЭ ждет большего сотрудничества, которое предполагает подписанный, но не ратифицированный Ираном Дополнительный протокол. В случае принятия обсуждаемого сейчас в Нью-Йорке проекта резолюции с санкциями иранцы грозили вообще прервать сотрудничество с агентством.
Отметим, что доклад МАГАТЭ традиционно дает техническую, но не политическую оценку фактов. В нем не оцениваются, например, еще нереализованные планы иранского руководства установить к марту 2007 г. 3 тыс. центрифуг по обогащению урана и завершить полный топливный цикл – то есть полностью овладеть всем процессом производства обогащенного урана, который может использоваться как в мирных целях, так и в военных.
Но политические оценки строятся и на официальных заявлениях из Тегерана. Во вторник президент Ахмадинежад сказал, что окончательная цель страны запустить 60 тыс. центрифуг. Это заявление Ирана «должно открыть глаза всему остальному миру», – заявил представитель Госдепа США Шон Маккормак. По его словам, «все это ведет к иранскому атомному оружию, появление которого станет крайне дестабилизирующим событием на Ближнем Востоке».