Такой вывод содержится в новом отчете, подготовленном независимыми аудиторами. Речь идет о проверке расходования средств Фонда развития Ирака (ФРИ), в котором аккумулируются доходы от экспорта нефти, добываемой в этой стране, а также поступления от программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» и средства с замороженных счетов прежнего режима. Контролировать использование активов ФРИ поручено Международному контрольно-консультативному совету (МККС), который и подготовил отчет.
В центре внимания документа – контракт на поставку топлива, который в преддверии вторжения в Ирак получила вне тендера компания Kellogg Brown & Root (KBR). Это дочерняя структура корпорации Halliburton, которой в прошлом руководил вице-президент США Дик Чейни.
С мая 2003 года по март 2004-го KBR осуществляла поставки топлива в Ирак «по очень высоким ценам», утверждают аудиторы. Так, в рамках подряда на 871 млн. долл. по доставке бензина, керосина и сжиженного газа, непосредственно на закупку горючего пошло лишь 112 млн. долл. А 694 млн. долл. было выплачено кувейтскому субподрядчику KBR за «услуги по транспортировке». Дело в том, что KBR арендовала у связанной с ней кувейтской компании Altanmia грузовые цистерны. Аренда же каждой из 1800 машин в месяц «независимо от количества поставок» обходилась в 25,575 тыс. долл.
В Ираке в тот период шли активные боевые действия. Для доставки топлива требовался вооруженный эскорт, который ВС США не всегда могли обеспечить. В результате KBR удавалось прогонять в Ирак из Кувейта, где закупалось топливо, лишь две колонны цистерн в месяц. Аудиторы установили, что от 200 до 1800 грузовиков днями и неделями простаивали на границе, в то время как плата за их аренду продолжала взиматься.
Вопросы вокруг оправданности расходов KBR в Ираке возникали и прежде, напоминает «Нью-Йорк таймс». Так, аудиторы Пентагона оспаривали обоснованность некоторых издержек KBR на сумму 200 млн. долл. Но в нынешнем международном отчете они признаны оправданными ввиду особенностей выполнения данного контракта, что положительно оценили в компании Halliburton. Выводы аудиторов относительно высоких затрат на транспортировку в Halliburton комментировать не спешат.
По мнению влиятельного конгрессмена-демократа от штата Калифорния Генри Уоксмана, американское и иракское правительства теперь должны привлечь Halliburton к ответу. В свою очередь, Фредерик Бартон, директор Проекта постконфликтного восстановления в Центре стратегических и международных исследований, предположил, что транспортные издержки отражают «громадные ошибки в управлении».
В отчете МККС также ставится под вопрос обоснованность затрат по ряду других иракских контрактов, оплаченных из средств Фонда развития Ирака, на общую сумму 22,4 млн. долл. В связи с этим Международный контрольно-консультативный совет рекомендовал правительству Ирака проанализировать совместно с руководством США «такое использование средств Фонда развития Ирака, которое могло бы противоречить резолюции СБ ООН 1483», на основании которой и был учрежден фонд.
Напомним, что деньги из ФРИ «должны расходоваться на благо иракского народа». Выплаты до 30 июня 2004 года осуществлялись Коалиционной временной администрацией, во главе которой находились США, после консультации с Временным управляющим советом Ирака.