Сегодня в США, за неделю до ноябрьских промежуточных выборов, примерно в 100 американских кинотеатрах начинается показ шокирующего политического фильма британского режиссера Гэбриэла Рэнджа «Смерть президента». С помощью документальных киноматериалов и компьютерных приемов автор картины (одновременно ее режиссер и сценарист) изображает вымышленное покушение на действующего президента США Джорджа Буша. Это вызвало в политических кругах резкое осуждение. Но есть и те, кто считает фильм новаторским и политически острым. Споры идут в основном вокруг приема, поставленного в центр фильма, – как бы документальной съемки покушения на жизнь президента и его гибели. Все это своего рода пролог к рассказу о том, как политическое убийство становится поводом для «закручивания гаек» в американском обществе. При этом как при показе покушения, так и в последующем используются образы реальных людей. «Реалистичность» сюжета обеспечивается и его проецированием на недалекое будущее. Покушение происходит в октябре 2007 года у входа в один из известных отелей Чикаго.
Также «реалистично» показано, что после гибели президента властные полномочия переходят в руки вице-президента США Дика Чейни, который прибегает к ограничению гражданских свобод в стране. Следствие по делу об убийстве главы государства ведется в спешке и с нарушением процедур. В запале «борьбы с терроризмом» власти поспешно хватают первого попавшегося – выходца из Сирии, затем прибегают к угрозам в отношении этой страны и т.д.
В ходе просмотра фильма в сентябре с.г. на Международном кинофестивале в канадском Торонто он вызвал горячие аплодисменты публики. Автору был присужден Международный приз кинокритики. В то же время в США у многих возникло чувство отторжения картины с ее весьма натуральным показом вымышленной гибели весьма реального человека, нынешнего главы государства.
Показательно, что «Смерть президента» в США осудили не только Белый дом и политики консервативного толка, но и политический оппонент нынешнего президента сенатор-демократ Хиллари Клинтон. Последняя назвала картину «безобразной». Часто высказывается мнение, что придуманный сюжет может дать опасную подсказку реальным террористам.
По прогнозам экспертов американской кинопромышленности, компания Newmarket Films, ранее представившая публике скандальный фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», и на этот раз, затратив на покупку «Смерти президента» один миллион долларов, не прогадает с коммерческой точки зрения. В то же время фильм бойкотируют свыше 16 тыс. кинотеатров США. Его отказались рекламировать телеканалы Си-эн-эн, «Фокс» и Пи-би-эс.
Гэбриэл Рэндж отвергает мысль, что его работа может содержать ту или иную подсказку для реальных террористов. По его словам, «Смерть президента» посвящена не столько покушению, которое в фильме является лишь кратким эпизодом в 93-минутной ленте, сколько теме превращения проблемы терроризма в своего рода фон для различного рода ограничения прав человека. «Я надеюсь, что зрители воспримут мой фильм как драму. Это всего лишь взгляд на то, как изменились США после терактов 11 сентября. Мы просто заглянули в будущее, чтобы объяснить прошлое», – заявил в беседе с журналистами режиссер.
«Я считаю, что в последние пять лет были времена, когда было трудно высказать критику в адрес нынешней администрации без того, чтобы навлечь на себя обвинения в антиамериканизме и непатриотичности. Особенно это касается тем Ирака и безопасности, – говорит режиссер. – Однако в демократическом обществе люди должны иметь право оспаривать политический курс власти». Показательно, что в период съемок фильма в Чикаго Рэндж старался не раскрывать властям содержание сценария фильма, используя вместо названия аббревиатуру «DOAP».
Как оценивают подобные художественно-публицистические ленты российские эксперты? По словам доктора политических наук, профессора Алексея Богатурова, «новаторство» Рэнджа – псевдодокументальная форма киноленты – вызывает вопросы. Как считает эксперт, картина, делающая упор на анализ политики нынешней администрации США, может внести определенный вклад в предвыборную борьбу. Притом не в пользу находящихся у руля правления республиканцев. Однако не стоит преувеличивать значение одного произведения, даже яркого: общий накал политической борьбы в США настолько силен, а масштабы предвыборной кампании настолько значительны, что влияние показа фильма в ограниченном числе кинотеатров будет небольшим.