Новое правительство Японии во главе с Синдзо Абэ намерено начать свою внешнеполитическую деятельность с обсуждения спорных проблем с соседними странами. В их числе проблема принадлежности Южно-Курильских островов, которые в Токио называют «северными территориями». Это явствует из заявлений, которые после первого заседания кабинета сделал японским СМИ министр иностранных дел Японии Таро Асо. Он занимал этот же пост и в старом составе правительства.
По версии, подхваченной некоторыми российскими изданиями, японский министр выразил готовность удовлетвориться передачей Японии трех из четырех запрашиваемых ею островов. Однако эксперты, ознакомившиеся с оригиналом публикаций на японском языке, в том числе и японские дипломаты, оспаривают такую трактовку. Вчера японский МИД опроверг слова, приписываемые ее руководителю. Представитель японского внешнеполитического ведомства Мицуо Сакаба заявил, что идея «возвращения трех островов» не является официальной позицией Токио. «Мы не рассматриваем официально идею возвращения трех островов в качестве пути к урегулированию проблемы», – сказал дипломат. По его словам, министр, видимо, сослался на эту идею лишь «в качестве примера».
Как известно, предложение о передаче трех островов выдвигали отдельные японские политологи как, на их взгляд, компромиссный между требованиями Токио о «возвращении» Японии четырех островов и относящимся к 1956 году предложением Москвы передать лишь два наиболее мелких острова после подписания российско-японского мирного договора. Это не единственный вариант возможного компромисса.
Вместо того чтобы обсуждать достоинства и недостатки всех имеющихся вариантов, Асо сосредоточился на том, каким образом можно достичь взаимоприемлемого решения. По его словам, этого нельзя достичь на обычных переговорах на «низком уровне». Как считает министр, урегулирование территориальной проблемы между Россией и Японией может быть только результатом «политического решения», а не просто переговоров на уровне чиновников обеих сторон. Этот термин подразумевает договоренность на высшем уровне, то есть в конкретной ситуации между президентом РФ и премьер-министром Японии.
Японский министр заявил, что он «верит в стремление президента РФ Владимира Путина добиваться решения японо-российского территориального спора». Но при этом не уточнил, обсуждается ли между сторонами проведение такой встречи в ближайшем будущем. Со слов министра известно, что Токио предлагает провести в октябре встречу Абэ с председателем КНР Ху Цзиньтао для обсуждения спорных проблем в китайско-японских отношениях. Известно также, что встретиться «как можно скорее» договорились в разговоре по телефону Абэ и президент Республики Корея Но Му Хен.
На фоне упомянутых шагов по проведению встреч Абэ с лидерами стран-соседей, с которыми у Японии серьезные споры, высказывания Асо выглядят как предложение Москве устроить еще один саммит – российско-японский. Сформулирована и главная тема обсуждения двух лидеров – поиск взаимоприемлемого решения территориальной проблемы.
Российской реакции на этот жест Токио пока не зафиксировано. Самым свежим российским словом на тему отношений с Японией стали высказывания министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Южно-Сахалинске, где он участвует в 10-й Конференции по нефти и газу Сахалина (и где присутствует посол Японии РФ Ясуо Сайто). Лавров заверил, что Россия «будет продолжать диалог с новым правительством Японии».
«В правительстве сохранил свой пост министр иностранных дел Таро Асо, – подчеркнул Лавров. – У нас хорошие устоявшиеся отношения, мы будем действовать по выработанной программе». Следует отметить, что между двумя странами в январе 2003 года (в ходе визита в Москву премьера Коидзуми) подписан План совместных действий, который предусматривает развитие двусторонних связей во всех важнейших областях.