Двухдневные переговоры в Вене главы Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани и Высокого представителя ЕС по внешней политике и безопасности Хавьера Соланы завершились сенсацией, которая хотя и продержалась недолго, но оказалась способной повлиять на дальнейший ход обсуждения иранской ядерной проблемы.
Собственно сенсацию запустили не сами главные переговорщики, которые ограничились лишь краткими оценками итогов встречи. «Встреча того стоила», – сказал Солана. «Позитивными» назвал переговоры Лариджани. Оба подтвердили намерение продолжить переговоры. И сразу после этих мало что значащих слов информационные агентства взорвались громким: «Лариджани пообещал приостановить работы по созданию полного ядерного цикла на два месяца». При этом ссылка делалась на неназванных «дипломатов, которые осведомлены о конкретном содержании переговоров».
Хотя впоследствии представители иранской делегации стали энергично отрицать, что ее глава дал такое обещание, информированные источники настаивали на своем: Лариджани намекнул на такую возможность в случае, если начнутся переговоры с целью рассмотрения иранских требований.
Напомним: венская встреча была посвящена обсуждению письма, которым иранцы ответили 22 августа на переданные им ранее Соланой предложения шести стран, вовлеченных в обсуждение проблемы. Этот ответ содержал дополнительные вопросы и просьбы уточнить, в какие сроки и в каком виде международное сообщество предоставит иранцам экономическую и техническую помощь и другие «стимулы». Солана якобы дал какие-то пояснения и сам получил уточнения от иранцев. Но главный успех встречи содержится именно в намеке Лариджани: если начнутся переговоры о предложениях «шестерки», иранцы приостановят на время обогащение урана.
Венская встреча считалась последней перед тем, как начнется обсуждение санкций Совета Безопасности ООН в отношении Ирана. Ныне становится очевидным, что она отодвинула переход к «нажиму» на Иран.
Первыми на новости из Вены откликнулись Вашингтон и Москва. Посол США в ООН Джон Болтон потребовал ускорить рассмотрение вопроса о санкциях, считая, что нельзя начинать переговоры до того, как Тегеран остановит свою ядерную программу.
А глава МИД РФ Сергей Лавров высказался за «продолжение диалога». Хотя, по его мнению, санкции должны оставаться в арсенале международного сообщества, их возможный эффект невелик. «Чего мы добьемся этим? Только того, что загоним в угол и Иран, и Совет Безопасности ООН», – задается вопросом министр.
Вместе с тем пока не прояснилась позиция других стран, являющихся главным адресатом новейшего дипломатического маневра Тегерана. В частности, некоторые эксперты считают, что теперь может измениться расстановка сил в Совбезе – вместе с Россией и Китаем более «сдержанную» позицию может занять Франция. Кроме того, на выгодные для Ирана позиции может стать ряд стран – членов МАГАТЭ, например Испания, Италия, Португалия и Словения.