Вслед за главой МИД России Сергеем Лавровым на Ближний Восток отправился премьер-министр Великобритании Тони Блэр. По мнению многих наблюдателей, цель его турне – на минувших выходных он побывал в Израиле, Палестинской автономии (ПА) и Ливане – добиться хотя бы минимальных подвижек в мирном процессе и тем самым отвести глаза британской общественности от скандала вокруг сроков его отставки. Однако большинство важных заявлений по ближневосточной тематике было сделано еще накануне, а именно по итогам поездки Лаврова.
Так, на совместной пресс-конференции с Блэром глава израильского правительства Эхуд Ольмерт заявил, что готов встретиться с лидером ПА Махмудом Аббасом «без предварительных условий». В таком же духе днем ранее высказалась министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни. «Необходима незамедлительная проверка возможности возобновления переговорного процесса с палестинцами», – сказала она, выступая перед журналистами после переговоров с Лавровым.
На встрече главы российского МИДа с Ольмертом (в минувший четверг) последовало и еще более значимое заявление руководства Израиля: в Иерусалиме не против обсудить статус спорных территорий ферм Шебаа. Как передает израильская газета «Гаарец», об этом израильский премьер сообщил лично Лаврову. Речь идет о небольшой территории, занятой израильтянами вместе с Голанскими высотами после войны 1967 года. ООН считает, что фермы принадлежат Сирии, но в Бейруте их считают ливанской землей, и Дамаск с этим согласен.
Напомним, что глава МИД РФ встретился с Ольмертом всего через несколько часов после переговоров с руководством Сирии и Ливана. А на следующий день – в пятницу – СМИ распространили сообщение о том, что Дамаск согласен, чтобы европейские миротворцы вели мониторинг сирийско-ливанской границы. Президент Сирии Башар Асад «в принципе» поддержал эту инициативу, говорится в заявлении от имени премьер-министра Италии Романо Проди, который накануне побеседовал с ним по телефону.
Возвращаясь к израильской части ближневосточного турне Лаврова, следует отметить, что, несмотря на ряд противоречий между сторонами – прежде всего касательно российского оружия в руках радикальной группировки «Хезболлах», – визит не обошелся без улыбок. В ходе пресс-конференции с Лавровым, отвечая на вопрос российского журналиста об использовании Израилем фосфорных бомб в ходе войны с «Хезболлах», Ливни ответила, что «все применение оружия Израилем осуществлялось в соответствии с международными конвенциями». Но израильский журналист продолжил оружейную тему. «Поднимался ли в каком-либо форуме вопрос о происхождении железных шариков, которыми были «усовершенствованы» ракеты «Хезболлах»?» – спросил он. Этот вопрос вызвал лишь смех израильского министра.
Иерусалим