Сегодня истекает ультиматум, предъявленный СБ ООН Махмуду Ахмадинежаду.
Фото Reuters
Рубежная дата 31 августа – крайний срок для выполнения резолюции СБ ООН по иранской ядерной программе – отмечена очередной попыткой Тегерана «перевести стрелки» в дискуссии по этой теме. Сегодня в США для встречи с экс-президентом США Джимми Картером прибывает бывший иранский президент Сайед Мохаммад Хатами. Экс-президенту и его спутникам выданы въездные визы на двухнедельное пребывание в США, но этот визит не отвлек официальный Вашингтон от намерения добиться введения санкций против Ирана до конца сентября.
Хатами формально прибывает для участия в международном форуме и публичных выступлений, включая речь в вашингтонском Национальном соборе. Однако известно, что он запросил встречу с бывшим президентом США Джимми Картером и получил его принципиальное согласие.
Хатами, 5-й президент Ирана, находился у власти с августа 1997 года по август 2005 года. В США он пользуется репутацией умеренного политика и реформатора. В то же время именно на два срока его пребывания у власти приходится наиболее активный период осуществления ядерной программы Ирана.
Что касается 39-го президента США Джимми Картера, то это в современной истории наиболее вовлеченный в иранские дела американский лидер. В конце 1979 года он спровоцировал разрыв отношений между США и Ираном, предложив убежище бывшему иранскому шаху и заморозив иранские счета в американских банках. В итоге потерял власть, не сумев освободить ни путем переговоров, ни с помощью спецназа 52 сотрудников посольства США в Тегеране. Захваченные в качестве заложников дипломаты пробыли в заточении 444 дня. Считается, что уроки этого кризиса сделали Картера «голубем». Уже отставной политик, он принимал участие в поисках мирного решения ряда международных кризисов и даже получил за это в 2002 году Нобелевскую премию мира.
Известно, однако, что наиболее громкие посреднические инициативы Картера, как, например, в Боснии, провалились, и официальный Вашингтон, включая коллег-демократов, скептически относился к попыткам отставного политика «быть полезным».
«Президент Картер, оставив Белый дом, предоставил свои услуги и центр практически всем, кто хочет вести переговоры. Он считает, что лучше вести переговоры с теми, с кем у вас проблемы, чем не вести их. Я подтверждаю, что президент Картер открыт для встречи, если этого хочет бывший президент Ирана», – заявил по поводу планируемой встречи помощник экс-президента Фил Вайз.
Госдепартамент США подтвердил факт выдачи въездных виз Хатами и десятку его помощников и родственников, однако каких-либо официальных комментариев по поводу предстоящей встречи Хатами с Картером не было сделано. Так, не названный по имени представитель Белого дома заявил газете «Вашингтон пост», что Хатами «в США в отличие от Ирана свободен встречаться с кем хочет и свободно высказываться». В то же время нет недостатка в критических высказываниях американских официальных лиц по поводу избранной Тегераном тактики в ответ на требования прекратить работы в ядерной области – иранцев обвиняют в политическом маневрировании, направленном на уклонение от выполнения резолюции Совета Безопасности ООН и даже в попытках расширить ядерные работы.
«Нет признаков того, что Иран собирается выполнить требование Совета Безопасности ООН остановить ядерную программу, – заявил в интервью газете «Вашингтон пост» заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Николас Бернс. Высокопоставленный американский дипломат, отвечающий за иранскую проблему, заявил, что в случае невыполнения Ираном упомянутой резолюции и подтверждения инспекторами МАГАТЭ факта продолжающихся работ по обогащению урана в Иране Вашингтон приступит к обсуждению проекта резолюции СБ о санкциях в отношении Ирана.
При этом он сообщил, что Вашингтон будет добиваться от России и других стран – членов СБ выполнения неких «обязательств», взятых при принятии июльской резолюции Совета Безопасности ООН. По словам Бернса, на следующей неделе с его участием в Берлине состоится встреча представителей стран «шестерки» по иранской проблеме и, как он ожидает, санкции будут введены в действие до конца сентября этого года.