Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан приехал вчера вечером в Израиль. У него запланированы встречи с премьер-министром Эхудом Ольмертом, министром иностранных дел Ципи Ливни и министром обороны Амиром Перецем.
До прибытия в Израиль Аннан провел два дня в Ливане с целью лично проследить за соблюдением резолюции СБ ООН 1701 о прекращении огня между Израилем и экстремистской группировкой «Хезболлах». В ходе визита в Ливан Аннан встретился с представителями правительства, в том числе с министром от «Хезболлах» Мухаммедом Панишем, а также посетил находящийся в стране с 1978 года миротворческий контингент ООН – ЮНИФИЛ.
Генсек выдвинул ряд требований ко всем участникам конфликта. От Израиля он потребовал снять воздушную и морскую блокаду ливанской территории. От «Хезболлах» – передать похищенных израильских солдат в руки Международного Красного Креста. От Сирии, куда Аннан заедет в четверг, он ждет возобновления дипотношений с Ливаном и усиления контроля на границе между двумя государствами. По утверждению израильских военных, из Сирии продолжается поставка вооружения «Хезболлах». Но ни Дамаск, ни Бейрут не согласны на размещение «голубых касок» на ливано-сирийской границе.
Аннан воздержался в Ливане от требований к Ирану, который, по мнению наблюдателей, является основным игроком в противостоянии Израиля с «Хезболлах».
Тем временем продолжается формирование международного контингента в Ливане. Вчера туда на пяти военных кораблях отправились 2,5 тыс. итальянских солдат. В пятницу тысяча из них присоединятся к 2 тыс. миротворцев ЮНИФИЛ. Еще 1,5 тыс. – экипаж кораблей – останутся на борту. Аннан вчера вновь подчеркнул, что ЮНИФИЛ не будет заниматься разоружением «Хезболлах». Эта задача, похоже, ложится на ливанскую армию. Израильские военные уже постепенно передают контроль на юге ливанской армии и международным силам.
В Израиле, между тем, в понедельник вечером Ольмерт объявил о создании правительством трех комиссий, которые должны расследовать политические, военные и гражданские аспекты военной кампании. Во главе комиссии – экс-глава «Моссада» Нахум Адмони. Таким образом премьер назначил орган, который займется проверкой его же деятельности, и сам определил его состав.
«Эти три комиссии не имеют никакого веса, – говорит в беседе с «НГ» адвокат Ицхак Бам. – Согласно закону, только государственная комиссия по расследованию обладает судебными полномочиями, то есть может вызывать свидетелей и обязывать их отвечать на вопросы. Только такая комиссия может принимать решения и делать персональные выводы».
«Ольмерт совершил грубую ошибку», – заявил «НГ» депутат Кнессета доктор Юваль Штайниц. По его мнению, созданные комиссии «не вызовут доверия у общественности». «Остается лишь надеяться, что мы сможем добиться назначения государственной следственной комиссии», – сказал Штайниц.
Ольмерт планирует вынести решение о создании комиссии на голосование правительства. Ожидается, что лишь двое министров проголосуют против.
Иерусалим-Москва