Иран готов дать отпор своим врагам. На снимке: иранский солдат запускает ракету из ПЗРК.
Фото Reuters
Россия и Китай против Соединенных Штатов и Европы – таким оказался расклад сил в Совете Безопасности ООН после того, как Иран дал официальный ответ на предложения «шестерки» по ядерной программе. Уже в следующий четверг Совету Безопасности, возможно, придется приступить к обсуждению списка санкций в отношении Тегерана. Тем временем иранские власти готовятся объявить об «очень важном достижении» в ядерной сфере.
Вчера в столицах «шестерки» (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай и Германия) продолжали изучать иранскую позицию. Ответ иранцев на предложения шести держав был изложен в минувший вторник на 21 странице. Первыми на него отреагировали РФ и КНР. Позднее появились комментарии Франции и США, а также Великобритании. Примечательно, что Россия и Китай оказались единственными из числа постоянных членов СБ ООН, кто не сделал акцент на отказе иранцев немедленно выполнить главное требование июльской резолюции Совбеза – приостановить работы по обогащению урана.
В заявлении Госдепартамента США говорится, что ответ иранцев «не удовлетворяет требованиям, установленным в резолюции», которая обязывает Иран осуществить полную и достоверную приостановку всей деятельности, связанной с обогащением и переработкой урана. Госдеп отметил, что проводит консультации, в том числе с остальными членами СБ ООН относительно следующих шагов. Глава МИД Франции Филипп Дуст-Блази также заявил, что Иран должен приостановить обогащение урана, прежде чем начнутся переговоры по торгово-экономическим и политическим предложениям «шестерки», представленным иранцам 6 июня. А британский Форин оффис подчеркнул, что «ответ иранцев не позволяет с уверенностью утверждать, что они приостановят обогащение и переработку урана».
Согласно данным «Нью-Йорк таймс», чиновники администрации президента Джорджа Буша подталкивают сейчас своих европейских, российских и китайских коллег ввести в конце месяца санкции против Ирана. Но Россия и Китай, имеющие серьезные экономические связи с Исламской Республикой, по-прежнему противятся попыткам серьезно наказать иранцев.
Из Москвы и Пекина прозвучали два официальных комментария на ответ иранцев «шестерке». Это были заявления МИДов. РФ призвала «понять нюансы, нащупать конструктивные элементы, если таковые имеются», и подчеркнула, что продолжит «линию на поиск политического переговорного решения ситуации». «Для этого мы готовы и в дальнейшем использовать как двусторонние контакты с иранской стороной, так и механизмы многосторонних переговоров и потенциал Совета Безопасности ООН», – сказано в заявлении официального представителя МИД РФ Михаила Камынина. Последняя фраза о «потенциале СБ ООН» звучит как напоминание о вето, которым Москва могла бы воспользоваться при решении вопроса о санкциях.
Тем более что ухудшение отношений с Ираном грозит убытками. Помимо проекта по строительству АЭС «Бушер» (800 млн. долл.), Россия участвует в газоразведке на юге Ирана, космической программе страны, есть проекты в области гражданской авиации и ВТС. В 2005 г. товарооборот двух стран составил около 2 млрд. долл. В стадии проработки в Тегеране находится Программа развития долгосрочного торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества. Стороны намерены в перспективе реализовать проекты на общую сумму свыше 8 млрд. долл., отмечают в МИД РФ.
Китай призвал в среду проявить терпение и продолжить переговоры по выходу из кризиса. КНР имеет в Иране серьезные энергетические интересы. Китайская нефтехимическая корпорация (Sinopec) подписала в ноябре 2004 г. контракт на разработку нефтяного месторождения, способного производить до 300 тыс. барр. в день. Sinopec борется за право разработки еще 16 иранских месторождений. Товарооборот между Ираном и Китаем в прошлом году составил около 10 млрд. долл.
На фоне высветившихся разногласий в СБ ООН в США усиливаются голоса сторонников жесткого подхода к Ирану. В среду появился доклад Комитета по разведке Палаты представителей Конгресса. В нем Иран назван растущей угрозой, а оценки американских спецслужб по иранским военным программам характеризуются как излишне осторожные. Эти критические высказывания, отмечает «Нью-Йорк таймс», отражают взгляды ряда чиновников в Белом доме и в Пентагоне. Они в свое время призывали пойти войной на Ирак, а сейчас настаивают на столкновении с Ираном.
Фото Reuters