В Израиле ждут нападения Ирана. «Мы должны подготовить к ракетному удару всю страну», – заявил вчера член кабинета министров Израиля и экс-глава «Моссада» Рафи Эйтан. По его мнению, в случае военной конфронтации Запада и Ирана из-за ядерной программы последнего целью для иранских ракет станет прежде всего еврейское государство. Ситуация вчера еще больше обострилась: Иран отказался выполнить предварительное условие шести ведущих держав для начала переговоров, способных положить конец кризису. Он не приостановит обогащение урана.
В начале июня «шестерка» потребовала от иранцев временно прекратить всю деятельность, связанную с обогащением урана, чтобы международные инспекторы установили истинный характер программы. В обмен Ирану был предложен пакет торгово-экономических и политических стимулов, которые предполагалось обсудить в ходе отдельных переговоров. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) пока не смогло подтвердить заявления ИРИ о мирной направленности программы. А недавно инспекторов не допустили на ведущий объект в Натанзе.
31 августа глава МАГАТЭ проинформирует СБ ООН о ходе выполнения Ираном его резолюции. Она обязывает иранцев до конца месяца приостановить все операции с ураном. В противном случае Совет Безопасности должен будет рассмотреть введение против Тегерана экономических и дипломатических санкций.
США, а также Великобритания и Франция уже готовы наказать Исламскую Республику. Договоренность об этом, согласно данным «Вашингтон пост», была достигнута в ходе консультаций дипломатов на днях. Они состоялись после звонка секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани Высокому представителю ЕС по внешней и оборонной политике Хавьеру Солане. Лариджани якобы заявил, что Иран не приемлет предварительных условий, несмотря на риск санкций.
Российские дипломаты подчеркивают, что конкретный список санкций – предмет новой резолюции СБ ООН, дискуссии по которой продлятся «недели, если не месяцы». Президент США Джордж Буш, напротив, надеется на быструю реакцию Совбеза. Но Москва и Пекин, имеющие выгодные контракты в Иране (прежде всего в энергетической сфере), пока умело отсрочивали наказание Тегерана. Российским и китайским усилиям способствовали и внешние факторы – обострение ситуации на Ближнем Востоке и высокие цены на нефть. Иран – один из ведущих экспортеров нефти в мире, кроме того, контролирует узкий Ормузский пролив, через который на рынок идет большая часть черного золота из Персидского залива.
В дипломатических кругах отмечают, что Москва согласилась рассматривать вопрос введения санкций. Однако пока это могут быть лишь символические меры: запрет иранским чиновникам получения виз и арест их счетов за рубежом. Причем «санкции должны быть универсальными, а не отдельными для каждой страны», – отметил наш собеседник. Он выразил сомнения относительно эффективности такого наказания, приведя в пример схожие санкции США в отношении белорусских чиновников: «Счетов у белорусов в США не оказалось. Поэтому никто из них не пострадал».
Как подчеркивают американские аналитики, введение нефтяного эмбарго стало бы единственной действенной мерой против Ирана, 80% экспортных поступлений которого приходится именно на экспорт энергоносителей. Но это и единственная санкция, которую не могут позволить себе сейчас ни США, ни их европейские союзники.
Возможен ли военный вариант разрешения кризиса? Америка и Израиль не исключают авиаударов по ядерным объектам в ИРИ. Не исключают силового варианта развития событий и в Москве. Источник «НГ» в дипломатических кругах подтвердил наличие плана эвакуации российских граждан из Ирана на экстренный случай.
По самым пессимистичным оценкам, иранцам потребуется еще несколько лет для создания атомной бомбы (по оценкам американцев – около 5, российских специалистов – до 30). Но, как отмечается в выходящем сегодня в свет докладе Королевского института международных отношений (Лондон), у Ирана уже есть козыри в потенциальном противостоянии с США. «США имеют преимущество в проектировании «жесткой» силы. Иран же доказал большую эффективность при использовании «мягкой» силы. Владение иранцами ситуации в регионе, знание языков и культуры, сильные исторические связи и административные навыки дали им серьезное преимущество над Западом», – говорится в докладе.