Завтра Тегеран должен дать официальный ответ на предложения «шестерки» (РФ, США, Великобритания, Франция, КНР и ФРГ) по поводу его ядерной программы. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад лично обещал отреагировать 22 августа на список стимулов в области торговли, экономики и мирного атома, переданный Тегерану в начале июня. Единственным требованием «шестерки» являлась приостановка ядерной деятельности.
Реакция Ирана – если она действительно последует – прозвучит за 10 дней до истечения срока ультиматума, предъявленного властям страны Советом Безопасности ООН. В случае отказа от сотрудничества по ядерному досье Тегерану грозят санкции. Как стало известно «НГ» из дипломатических источников, Россия готова голосовать за санкции. В складывающейся ситуации некоторые наблюдатели не исключают, что «ответом» Тегерана может стать удар по территории Израиля.
Израильская карта
22 августа, согласно прогнозу известного американского востоковеда Бернарда Льюиса, Иран запустит по Израилю ракету с атомной боеголовкой. Об этом Льюис, близкий к неоконсерваторским кругам в Вашингтоне, написал в газете «Уолл стрит джорнел». Востоковед отмечает, что нет данных, подтверждающих, что Тегеран имеет подобные планы на 22 августа, однако он полагает, что не стоит исключать подобную вероятность.
В Москве не считают, что Иран может атаковать Израиль, и полностью исключают возможность нанесения им ядерного удара.
В Израиле же исходят из того, что Иран несет реальную угрозу безопасности страны, и призывают усилить нажим на Тегеран.
Масштабные учения с участием десятков тысяч военнослужащих, начавшиеся в Иране в конце минувшей недели, подогревают страсти. Как заявил один из высокопоставленных военных генерал Атаолла Салехи, «страна должна быть готова к отражению нападения со стороны США и Израиля». В ходе учений вчера была успешно испытана тактическая ракета ближнего радиуса действия. Новая ракета «земля-земля» имеет дальность от 80 до 250 км, сообщает иранское телевидение.
Ядерная программа и санкции
Заявления, поступающие из Ирана в последние дни, свидетельствуют о том, что Тегеран не намерен следовать резолюции СБ ООН по поводу его ядерной программы.
Напомним, что в резолюции содержится требование до конца августа «приостановить всю деятельность, связанную с обогащением и переработкой, включая исследования и разработки, таким образом, чтобы МАГАТЭ могло проверить это». Принятая в соответствии с VII главой Устава ООН резолюция является обязательной.
Махмуд Ахмадинежад заявил на прошлой неделе, что его страна не согласится с резолюцией СБ, поскольку она навязана Тегерану силой. Он также сказал, что его страна владеет полным топливным циклом. «Ошибаются те, кто думает, что с помощью нескольких заявлений и поз нас можно лишить атомной технологии в мирных целях, – сказал президент. – Иран готов к переговорам, но только честным». Под честными переговорами, очевидно, понимается диалог с «шестеркой» без приостановки обогащения урана.
31 августа глава Международного агентства по атомной энергии Мохамед Эль Барадей проинформирует СБ ООН о ходе выполнения упомянутой резолюции. Если его оценка будет отрицательной, Совбез приступит к рассмотрению вопроса о санкциях. Как сообщил «НГ» дипломатический источник, Москва готова проголосовать за эмбарго в рамках 41-й статьи VII главы Устава ООН, которая предполагает введение санкций. В то же время Россия против ссылки на 42-ю статью, позволяющую применение силы.
Карательные меры еще будут уточняться. Однако известно, что Москва не намерена отказываться от проекта на 800 млн. долл. по строительству АЭС «Бушер». Кстати, с целью проведения переговоров по ходу реализации этого проекта 22 августа Россию посетят вице-президент Организации по атомной энергии Ирана – исполнительный директор NPPD Джанатиан и руководитель проекта АЭС «Бушер» Морадиан.