Хорошо известная фраза: «Победителей не судят» – вряд ли применима в сегодняшнем послевоенном Израиле. Согласно опросам общественного мнения, лишь 25% израильтян считают, что Израиль добился в войне с Ливаном серьезных успехов. Большинство израильтян (в том числе и правительство, о чем недвусмысленно заявил в своей речи премьер-министр Эхуд Ольмерт) считают, что Израиль находится на пороге нового витка военного противостояния с «Хезболлах».
Созданная министром обороны Амиром Перецом следственная комиссия уже навлекла на себя немало критики. Назначенный главой комиссии бывший начальник генштаба армии генерал-лейтенант запаса Амнон Липкин-Шахак был во время войны одним из тех, с кем Перец советовался по поводу тех или иных решений.
Такая близость вызвала шквал критики, в том числе и на политическом фронте. Бывший глава комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне Юваль Штайниц («Ликуд») заявил, что «эта комиссия выхолащивает всю суть расследования и делает бессмысленной создание комиссии». Недовольство исходом войны находит выражение в том числе и в требовании отставки начальника генштаба армии генерал-лейтенанта Дана Халуца. Отставной майор танковых войск Давид Татарски провел двухдневную демонстрацию возле Кнессета с требованием отставки Халуца.
«Армия не достигла тех целей, которые перед ней были поставлены, – сказал он корреспонденту «НГ». – Необходимо выработать чувство ответственности у наших лидеров за провалы – Халуц должен уйти». Следует отметить, что не добавила авторитета Халуцу и выяснившаяся пикантная подробность: 12 июля, в день начала войны, он позвонил в свое отделение банка и дал распоряжение о срочной продаже пакета биржевых акций на сумму более 25 тыс. долл.
Надо сказать, что у государственного обвинителя в последние недели по горло дел. Большинство из них связано с политиками, имеющими отношение к партии власти «Кадима». На прошлой неделе Мазуз принял решение передать в суд дело главы комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне Цахи Анегби. Анегби обвиняется в массовых назначениях своих приближенных на различные должности в Министерстве охраны окружающей среды в бытность его министром.
Следующим на очереди министр юстиции Хаим Рамон, один из наиболее приближенных к Ольмерту политиков. Рамон подозревается в «недостойном действии» в отношении одной из секретарш. По мнению следователей, есть достаточно материала для передачи дела в суд. Окончательное решение по этому поводу должен принять юридический советник правительства.
Скандалы не обошли стороной и самого премьер-министра. По появившимся в прессе сведениям, Ольмерт и его жена Ализа в ближайшее время будут вызваны на допрос к государственному контролеру. Миза Линденштраус, государственный контролер, проверяет в эти дни порядок приобретения четой Ольмерт их квартиры.
В ходе проверки возникли подозрения, что Ольмерт приобрел квартиру по непропорционально низкой цене, а в «знак благодарности» дал приоритет подрядчику на получение заказов. Сам государственный контролер отрицает тот факт, что на ближайшее время запланирован допрос Ольмерта. «Следствие продолжается, и пока мы не можем сказать, что запланирован тот или иной допрос», – заявляют приближенные Линденштрауса.
Провал военной кампании, разочарование общественности, скандалы в верхах – все это делает политическую систему крайне нестабильной. По оценкам наблюдателей, возможность создания правительства национального единства (или правительства чрезвычайного положения), в том числе с участием партии «Наш дом Израиль» во главе с Авигдором Либерманом, – это, по сути, единственный шаг, который может на данный момент уберечь страну от водоворота политической анархии. Пойдет ли на такой шаг Эхуд Ольмерт, станет ясно в ближайшие недели.
Иерусалим