Закрыт один из важнейших каналов гуманитарных контактов между Северной и Южной Кореей – встречи членов разобщенных семей. «С нашей стороны больше нет возможности проведения встреч разобщенных семей и родственников между Севером и Югом, равно как и каких-либо обсуждений гуманитарных вопросов», – категорически, не прибегая к каким-либо объяснениям, сообщил Пхеньян.
До этого встречи членов разобщенных семей выглядели как своего рода ритуал, напоминающий о расколе Кореи. Это были эмоционально заряженные сцены – со слезами, обменом подарками и многим другим, что сопровождает свидания близких родственников, долгое время живших вдали друг от друга. Как известно, корейская война завершилась перемирием более полувека назад, в 1953 году. Окончательный мирный договор так и не был заключен, многие корейцы остались по другую сторону линии перемирия, вдали от родных мест и своих семей.
Договоренность о подобного рода свиданиях была достигнута на встрече лидеров КНДР и Республики Корея в 2000 году. Она стала знаком сближения между двумя корейскими государствами. Так же как и крупная гуманитарная помощь, главным образом продовольствием, которую Сеул стал предоставлять Пхеньяну.
После того как 5 июля КНДР провел угрожающую всему региону серию запусков баллистических ракет, Сеул пригрозил «наказанием». Не помогли попытки Пхеньяна представить запуски как «обычные учения», якобы служащие безопасности не только Севера Корейского полуострова, но и Юга.
На недавней встрече правительственных делегаций Севера и Юга представители Сеула не откликнулись на просьбу передать КНДР очередные 500 тыс. тонн риса и химудобрения. «Хотите риса – вернитесь за стол переговоров», – таково условие южан. В ответ Пхеньян отказался от гуманитарных контактов.
Как известно, Совет Безопасности ООН в резолюции, принятой единогласно 15 июля, потребовал, чтобы Пхеньян возобновил ракетный мораторий и свое участие в шестисторонних переговорах. Всем странами мира предложено отказаться от продаж КНДР материалов и технологий, которые пойдут на создание баллистических ракет и оружия массового уничтожения.
Эти требования Пхеньян отверг. На этом фоне некоторые страны сами принимают меры по оказанию давления на КНДР. Так, Токио отменил рейсы парома «Мангенбонг-92», курсировавшего между японскими и северокорейскими портами. По данным японского посольства в Москве, закрыт въезд в Японию для официальных лиц КНДР и стал более сложным для всех остальных северокорейцев. Между двумя странами не будет чартерных полетов самолетов. Введен строгий контроль над экспортом в Северную Корею.
В Японии ныне рассматривается возможность замораживания северокорейских банковских счетов КНДР и введения запрета северокорейским гражданам и организациям на вывоз валюты из Японии. На базе информации из США и других стран власти Японии будут выявлять частных лиц и организованные группы, причастные к передаче Пхеньяну технических сведений для развития ракетной программы.
Генеральный секретарь японского кабинета министров Синдзо Абэ назвал весь этот комплекс мер «развитием» резолюции Совета Безопасности ООН. По его словам, они соответствуют также принятому на саммите G8 в Санкт-Петербурге заявлению по КНДР.