На этой неделе в Москве побывал министр иностранных дел Японии Таро Асо. Кроме участия во встрече глав внешнеполитических ведомств «большой восьмерки» состоялась отдельная беседа министра с его российским коллегой Сергеем Лавровым. Своими оценками в связи с визитом министра в эксклюзивном интервью «НГ» делится новый посол Японии в России Ясуо Сайто.
– Господин посол, как вы оцениваете состояние отношений между нашими странами?
– Первая и главная оценка: за три последних года мы добились заметного углубления сотрудничества во всех сферах: в политике, торгово-экономических связях, в правоохранительной области и сфере безопасности, а также в культурных обменах. В политическом диалоге наиболее заметными событиями следует считать визит президента Владимира Путина в Японию в ноябре прошлого года и предстоящий приезд в будущем месяце в Россию премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми. В Москву прибыл министр иностранных дел Таро Асо, в программу пребывания которого помимо участия во встрече глав внешнеполитических ведомств «группы восьми» включена двусторонняя встреча с министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Политический диалог на высоком уровне ведет к накоплению позитива в наших отношениях.
Активно развивается взаимодействие наших стран на международной арене. Особенно тесный характер он имеет по таким проблемам, как иранская и северокорейская ядерные программы, трагедия похищенных Пхеньяном японских граждан, реформа ООН и другие.
Все более заметно развитие экономических связей. Японский бизнес ныне обратил внимание на возможности работы на российском рынке. Показательно, что количество японских фирм в Москве за эти три года увеличилось с 60 до более 140. В прошлом году объем двустороннего товарооборота впервые превысил 10 миллиардов долл.
– Можно ли выделить наиболее значимые японские бизнес-проекты в России?
– Это, конечно, решение крупных японских автомобилестроительных компаний «Тойота» и «Ниссан» построить заводы по сборке автомобилей в России. Это фирмы мирового класса и эффект от их деятельности имеет широкий характер. Ведь дело не сводится лишь к работе самих заводов этих фирм. Они устанавливают широкие деловые связи с транспортными компаниями, учреждениями связи, заводят обширное число субподрядчиков. Общая отдача от предприятий автопромышленности весьма велика.
– В прошлом неоднократно высказывалась идея участия Японии в финансировании нефтепровода из Восточной Сибири до бухты Перевозная? Каково сейчас отношение в Японии к этому предложению?
– Мы прекрасно знаем, что Россия располагает богатейшими ресурсами нефти и природного газа и в целом занимает лидирующие позиции в области энергоресурсов. В то же время Япония является одним из крупных потребителей энергии, и по части углеводородов она на 100% зависит от импорта. Поэтому сотрудничество между Россией и Японией именно в этой сфере – дело естественное и стратегически важное. Именно поэтому в ходе визита президента Путина в Японию в ноябре прошлого года сторонами был подписан документ, определяющий основные направления долгосрочного сотрудничества в энергетической области. Он определяет такие направления сотрудничества, как разведка и эксплуатация природных ресурсов, особенно нефти и газа, повышение эффективности использования этих ресурсов, развитие энергосберегающих технологий и использование новых источников энергии.
Что касается проекта строительства нефтепровода от Восточной Сибири до Тихого океана, то вопросы сотрудничества по нему обсуждаются как раз в настоящее время в ходе ныне идущих переговоров между правительствами двух стран и между заинтересованными организациями. Это крупный, стратегически важный проект. Он затрагивает не только интересы наших двух стран, но может внести вклад в стабильное удовлетворение энергетического спроса в Тихоокеанском регионе. Остается только надеяться на скорейшую конкретную реализацию данного проекта.
– Высказываются ли в Японии какие-либо новые предложения или идеи по поводу решения территориальной проблемы?
– К сожалению, пока нельзя отметить каких-либо заметных подвижек в вопросе заключения мирного договора между Японией и Россией на основе разрешения территориальной проблемы. В то же время очевидно, что в случае решения территориальной проблемы качественно изменится имидж России в Японии. При этом японско-российские отношения заметно улучшатся и смогут достичь высокого уровня развития. Именно в этих целях мы должны продолжать усилия по поиску взаимоприемлемого решения на основе достигнутых договоренностей и согласованных документов. Надо отметить, что президент Путин также высказался за разрешение всех вопросов, оставшихся от прошлого времени в двусторонних отношениях. Я твердо уверен, что обе стороны должны найти именно взаимоприемлемое решение.
Нельзя не отметить, что, несмотря на сравнительно заметное развитие японско-российских отношений, мы не можем испытывать полного удовлетворения по поводу их состояния – у них все еще большой неиспользованный потенциал развития. Возьмем хотя бы двусторонний товарооборот. Как я уже сказал, он превысил 10 миллиардов долларов в год, однако это в 20 раз меньше объема торговли между Японией и Китаем. Поэтому я уверен, что мы должны разрешить территориальную проблему и заключить мирный договор. Только тогда удастся задействовать весь потенциал поступательного развития японско-российских отношений.
Между народами обеих стран существует традиционное взаимное уважение. Это уважение к богатой истории друг друга, к традициям и культуре каждой страны. Мы разделяем общие человеческие ценности. Это позитивное отношение и уважение друг к другу двух народов должно стать основой для поиска взаимоприемлемого решения проблемы. Решения, которое встретит понимание нардов. Я очень рассчитываю именно на такое решение проблемы.