Срыв рамочного соглашения 1994 года между США и КНДР об отказе Пхеньяна от ядерной программы привел к подлинной гонке в Северной Корее в пользу наработки плутония для ядерного оружия. По свидетельству бывшего инспектора ООН по вооружениям Дэвида Олбрайта, при нынешней администрации США, отказавшейся, как известно, от соглашения, Пхеньян увеличил свои запасы плутония с 1–2 боезарядов до 4–13 и к моменту ухода Буша от власти может довести до 17.
Эти данные опубликованы в американской печати в минувший понедельник одновременно с сообщениями из Белого дома о том, что Джордж Буш призвал власти Пхеньяна «разъяснить, что они имеют сверху этого носителя и каковы их намерения». Под словом «сверху» подразумевается боевая часть двухступенчатой баллистической ракеты, установленной на полигоне на мысе Мусудан в восточной части КНДР. По словам Буша, свое требование он передал руководству КНДР через близкие к ней страны, к частности КНР и Россию. Ныне, по словам президента, он узнал, что китайцы довели его послание до адресата.
По мнению Олбрайта, «сверху носителя» определенно не ядерный заряд, так как северокорейцы еще не знают, как сделать его достаточно компактным для размещения на ракете. В то же время в докладе, написанном Олбрайтом совместно с еще одним специалистом Полом Бреннэном, отмечается, что северокорейский реактор в Ёнбёне к северу от Пхеньяна продолжает наработку плутония.
Первой в мире плутониевой бомбой был «Толстяк», сброшенный американским бомбардировщиком в 1945 году на Нагасаки. Теперь у Пхеньяна материала на 4–13 «толстяков» или, как утверждают Олбрайт и Бреннэн, на уровне ядерного арсенала ЮАР в 80-х, когда эта страна решила отказаться от ядерной программы.
Олбрайт и Бреннэн не случайно соотносят развитие северокорейской ядерной программы со временем деятельности нынешней администрации. Дело в том, что Буш еще во время избирательной кампании назвал Рамочное соглашение с КНДР невыгодным для США – они должны были в обмен на отказ Пхеньяна от ядерной программы поставлять ему топливный мазут и обеспечить строительство двух реакторов на легкой воде. Действие соглашения было прекращено через два года после избрания Буша.
В докладе сообщается, что Пхеньян пока не наработал достаточно расщепляющихся средств для удовлетворения своих нужд по созданию «арсенала сдерживания», но когда он это сделает – может начать продавать их другим странам. Кроме того, в Северной Корее есть начатое, но приостановленное строительство 50-мегаваттного реактора. Если оно будет доведено до конца, то возможности наработки плутония в КНДР возрастут в 10 раз.