Замгоссекретаря США Николас Бернс планировал поговорить в Москве о постсоветском пространстве.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото).
Третий человек в Госдепартаменте США Николас Бернс не смог приехать в Москву. Упомянутый заместитель Кондолизы Райс отвечает за политические вопросы. Отсутствие Бернса на переговорах политдиректоров G8, являющихся важным звеном в рамках подготовки к саммиту в Санкт-Петербурге, было вызвано «семейными обстоятельствами». Именно эту уважительную причину в письменной форме сообщило посольство США в МИД России.
«В Москву Бернс не приехал, потому что у него заболел отец», – рассказал «НГ» информированный источник, пожелавший остаться неизвестным ввиду деликатности вопроса. Вместо Бернса Вашингтон прислал замгоссекретаря по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности Роберта Джозефа и заместителя помощника госсекретаря по европейским и евразийским вопросам Дэвида Креймера. Как оказалось, прибытие Джозефа планировалось заранее: он значился № 2 в американской делегации после Бернса.
На Смоленской-Сенной спокойно восприняли такую замену. «Главное, что президент США Джордж Буш уже заявил, что наверняка прилет на саммит в Санкт-Петербург», – признался в беседе с «НГ» российский дипломатический источник. А на повестку встречи политдиректоров «большой восьмерки», где Россию представляет замминистра иностранных дел Сергей Кисляк, замена американского дипломата не повлияет. Также спокойно замену комментировали и в посольстве США, указывая на то, что Джозеф – высокопоставленный и компетентный сотрудник Госдепа, который к тому же сможет сделать акцент на проблему ядерной программы Ирана.
Вчера вечером состоялся рабочий обед политдиректоров «большой восьмерки». А сегодня в течение дня дипломаты из РФ, США, Великобритании, Франции, ФРГ, Италии, Канады и Японии будут работать над политической повесткой российского председательства в G8, во главе угла которой поставлены энергетическая безопасность, борьба с угрозой эпидемий и пути улучшения образования. Особое внимание дипломаты уделят тематике нераспространения оружия массового уничтожения и региональным конфликтам. Они должны подготовить встречу глав МИДов «восьмерки», намеченную на 29 июня в Москве. Именно эта встреча и покажет, насколько правильную замену сделал сейчас Вашингтон. Известно, что в глазах политических оппонентов и избирателей семейные обстоятельства не всегда выглядят как уважительные.
Задача руководителей внешнеполитических ведомств – максимально облегчить работу лидерам G8, которые соберутся в Санкт-Петербурге 15–17 июля. Сергею Лаврову и его коллегам предстоит проработать наиболее острые вопросы, обсуждения которых Москва хотела бы избежать на саммите: демократия в России, ситуация вокруг ядерной программы Ирана, отношения РФ к процессам на постсоветском пространстве.
Кстати, из-за отсутствия в Москве Бернса пришлось аннулировать его встречу с замминистра иностранных дел РФ Григорием Карасиным. По словам нашего собеседника, в отличие от Карасина Джозеф не владеет в достаточной степени тематикой СНГ. А именно постсоветское пространство должно было стать главным пунктом беседы Карасина и Бернса. Отметим, что Николас Бернс занимался отношениями США с Россией (а прежде – с СССР) еще в администрации Буша-старшего, а впоследствии – Билла Клинтона.
Вопросы демократии в России, ее курса на постсоветском пространстве вызывают живой интерес в Конгрессе США, а также у определенной части администрации президента Джорджа Буша. В частности, у вице-президента Дика Чейни, чьи вильнюсские высказывания относительно энергетической политики России и ее отношения к соседним странам вызвали жесткую негативную реакцию Москвы. Многие влиятельные американские сенаторы открыто заявляют, что Буш должен разъяснить в Санкт-Петербурге президенту Владимиру Путину американские претензии относительно курса Кремля. А вот предложение бойкотировать питерский саммит, озвученное сенатором-республиканцем Джоном Маккейном (он – один из фаворитов президентской гонки-2008 в США), пока не нашло широкой поддержки на Капитолийском холме.
Большинство наблюдателей полагают, что саммит в городе на Неве все же состоится, однако ему может предшествовать мини-встреча лидеров G7 где-нибудь на пути в Санкт-Петербург. Аналитики подчеркивают, что если такое мероприятие и пройдет, оно не будет анонсироваться до самого последнего момента, чтобы не вызвать раздражения Москвы.