0
360
Газета В мире Интернет-версия

08.06.2006 00:00:00

Ответа Ирана ждут к саммиту G8

Тэги: иран, ядерная программа, сша


В кризисе вокруг иранской ядерной программы, похоже, наступила разрядка. Тегеран изучает пакет предложений шести ведущих стран, поступивший к нему 6 июня. Тем временем выясняются новые подробности того, что именно Россия, США, Китай, Великобритания, Франция и Германия обещают иранцам в обмен на приостановку своей ядерной деятельности.

Вчера «Вашингтон пост» сообщил, что иранцам готовы в долгосрочной перспективе позволить обогащать уран на своей территории. До последнего времени США отказывались признать право ИРИ на использование газовых центрифуг для обогащения, полагая, что Тегеран стремится получить атомную бомбу, а не топливо для будущих АЭС. Эта уступка одновременно с обещанием американцев впервые за 26 лет сесть за стол переговоров с иранцами – важная часть пакета предложений «шестерки».

Напомним, предложения Тегерану были согласованы главами МИДов «шестерки» в минувший четверг в Вене. По данным дипломатов, ИРИ также предлагают содействие в развитии мирной ядерной программы (гарантированные поставки реакторов на легкой воде и топлива для АЭС), возможность покупать запчасти к пассажирским лайнерам зарубежного производства, получать технологии по раннему предупреждению землетрясений, аппаратуру для метеоисследований. Наконец, Тегеран может надеяться на поддержку его заявки на вступление во Всемирную торговую организацию.

В интервью «НГ» замдиректора Института США и Канады РАН профессор Виктор Кременюк заявил: «Уступка американцев свидетельствует, что Вашингтон в своем давлении на Иран дошел до предела. Ему теперь либо нужно идти на радикальные шаги, к которым он пока не готов, либо признать, что кампания запугивания Ирана провалилась». Эксперт отметил, что американцы не хотели бы, чтобы иранцы обогащали уран в России: «Ведь производство топлива для иранских АЭС в РФ укрепит связи Москвы и Тегерана, создаст систему их взаимозависимости. Вашингтону, напротив, нужно по возможности изолировать Иран и сделать его еще более податливым для давления извне».

По мнению главного иранского переговорщика по ядерной программе Али Лариджани, в предложениях «шестерки» есть «позитивные моменты», а существующие «неясности» можно прояснить с помощью дальнейших консультаций. Комментируя первую реакцию иранцев, президент США Джордж Буш сказал: «Я хочу решить проблему с Ираном дипломатическим путем... Посмотрим, отнесутся ли иранцы к предложениям серьезно. Они должны сделать выбор». По словам Буша, первые высказывания из Тегерана он воспринимает как положительный ответ.

В США также заметили, что иранцы воздержались от жесткой риторики. Отчасти причиной тому, видимо, стал изящный ход «шестерки»: осведомленные источники утверждают, что Тегерану во вторник передали только список поощрений, а вот бумагу с возможными последствиями отказа попридержали.

«Шестерка» определила, что свой положительный ответ на предложения, который откроет путь к началу формальных переговоров по всем перечисленным инициативам, Иран должен подкрепить приостановкой обогащения урана. Это необходимо для того, чтобы инспектора МАГАТЭ смогли снять все сомнения. В ходе такого моратория, который продлится определенное время, «шестерка» обязуется обеспечивать топливом иранские АЭС (первая из них, в Бушере, вскоре должна быть завершена, а партия топлива для этой электростанции приготовлена в Новосибирске).

На размышления у ИРИ есть несколько недель. Американские дипломаты отмечают, что «естественным дедлайном» для ответа на предложения мог бы стать саммит «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, намеченный на 15–17 июля. В случае отрицательного ответа пакет, одобренный в Вене, предполагает рассмотрение возможности введения санкций против Ирана посредством резолюций СБ ООН.

Впрочем, как отметил вчера глава МИД РФ Сергей Лавров, «ни о каких санкциях в отношении Ирана в Совете Безопасности сейчас речь не идет». По его словам, «любые меры, которые могут быть поддержаны Россией в СБ, могут касаться исключительно ситуации, когда Иран станет действовать вопреки своим обязательствам по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)». Создание же полного топливного цикла нарушением ДНЯО не является.

Напомним, что до сих пор Россия, обладающая правом вето в СБ ООН, препятствовала появлению жесткой резолюции в отношении Ирана. В этой связи любопытно заявление, сделанное во вторник в интервью Fox News послом США при ООН Джоном Болтоном. По его словам, в российском руководстве нет единства мнений по ядерной программе Ирана. А США должны попытаться поддержать тех в Москве, кто боится ядерной угрозы ИРИ не меньше Вашингтона.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2124
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1373
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1021
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1336

Другие новости