Вчера в крупнейшем китайском городе Шанхае прошло совещание министров иностранных дел стран, участвующих в организации, названной по имени этого города, – Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Главы внешнеполитических ведомств России, КНР, Узбекистана, Казахстана, Киргизии и Таджикистана обсудили и одобрили повестку дня саммита ШОС, который пройдет в середине июня в том же Шанхае.
Согласован и перечень примерно 15 документов, которые будут подписаны на саммите. Они охватывают широкий круг вопросов – от борьбы с терроризмом до развития торгово-экономического сотрудничества. Среди документов, которые подписали участники встречи: решение, регламентирующее работу ШОС в составе ⌠контактной группы■ этой организации с Афганистаном, а также проект положения о наблюдателях от ШОС на парламентских и президентских выборах, а также о референдумах.
На итоговой пресс-конференции министр иностранных дел РФ Сергей Лавров назвал ШОС, отмечающую в июне свое пятилетие, «зрелой» организацией. Общая организация шести стран, по его словам, «видит хорошо проблемы этого региона и в состоянии эти проблемы эффективно решать сама, а также в сотрудничестве с заинтересованными странами, которые к этому готовы». По его словам, ШОС планирует заключить меморандумы о сотрудничестве с пятью международными организациями. Речь идет о таких организациях, как ЕврАзЭС, ОДКБ, программа развития ООН и секретариат Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества.
Главную новость сообщил на той же пресс-конференции глава МИД КНР Ли Чжаосин. По его словам, страны ШОС заинтересованы в активизации взаимодействия с государствами-наблюдателями при этой организации, но включение их в полноправные члены пока не планируется.
Речь идет об Индии, Иране, Монголии и Пакистане, в разное время получивших статус страны-наблюдателя при ШОС и претендующих на полное членство в этой организации. В последнее время указанные страны стали более настойчиво стучаться в двери ШОС, но вместе с тем осложнились и проблемы, мешающие решению этого вопроса. В частности, на фоне обострения ситуации вокруг ядерной программы Ирана принятие этой страны в региональную организацию могло бы придать ей блоковый характер.
По завершении встречи Лавров отбыл в Пекин, где у него запланированы переговоры с Ли Чжаосином. По словам официального представителя МИД РФ Михаила Камынина, министры «предметно обсудят взаимодействие в политической, экономической, научно-технической и культурно-гуманитарной областях, обменяются мнениями по актуальным международным проблемам». Предполагается, что Лаврова примет также председатель КНР Ху Цзиньтао.
Переговоры состоятся на фоне значительных событий в российско-китайских торгово-экономических отношениях. Так, в конце прошлой недели был подключен к Национальной электрической сети Китая первый блок строящейся при участии российской стороны (ЗАО «Атомстройэкспорт») Тяньваньской АЭС в г. Ляньюньган (провинция Цзянсу, Восточный Китай).
Это крупнейший проект китайско-российского технико-экономического сотрудничества, осуществляющийся с октября 1999 года. В рамках первой очереди АЭС предусмотрено строительство 2 блоков мощностью 1,06 млн. кВт каждый. На Тяньваньской АЭС используются усовершенствованные реакторные установки ВВЭР-1000 и турбогенераторные установки К-100-6/3000. По единичной мощности энергоблоков ТАЭС занимает первое место среди действующих в Китае АЭС.