Вице-президент США Дик Чейни впервые уличен в причастности к политической интриге в вашингтонских коридорах власти, завершившейся нарушением американского закона об обеспечении секретности сотрудников разведки. Федеральный прокурор Патрик Фитцджеральд, занимающийся расследованием дела о раскрытии личности сотрудника ЦРУ Валери Плейм, представил в суд свидетельства того, что Чейни причастен к планированию этой акции.
Напомним: дело об утечке секретных сведений касается событий лета 2003 года. Тогда, 6 июля 2003 года, в газете «Нью-Йорк таймс» было опубликовано письмо американского дипломата, в прошлом посла в одной из африканских стран, Джозефа Уилсона, который оспаривал версию Белого дома о приобретении Ираком урана в африканской стране Нигер. Оказывается, Уилсон ранее выезжал в Нигер по поручению ЦРУ и не нашел подтверждений этому утверждению.
Публикация произвела большой шум, так как именно в это время стало ясно, что война с Ираком была развязана на базе подтасовок развединформации.
Буквально через неделю после публикации этого письма в американских СМИ была отмечена ответная пропагандистская акция. Сразу несколько изданий поместили материалы, ставящие под сомнение добросовестность дипломата. Он якобы выезжал за границу благодаря содействию жены – сотрудницы ЦРУ Валери Плейм. Подразумевалось, что дипломат участвует в интригах Лэнгли или его сотрудников против Белого дома. Публикации нарушали закон – преднамеренное раскрытие личности сотрудника разведки в США считается преступлением.
Прокурор Фитцджеральд, известный как один из наиболее настойчивых американских юристов, в октябре прошлого года представил в судебные органы обвинительное заключение, в котором доказывается причастность руководителя аппарата вице-президента США Льюиса («Скутера») Либби к передаче данных о Плейм журналистам. На базе своих ответов органам следствия он обвинен в лжесвидетельстве, лживых заявлениях и противодействии суду.
В минувшую пятницу прокурор добавил к материалам обвинительного заключения документ, который, по его словам, «отражает обстоятельства» дела об утечке секретных сведений. В действительности, это даже не официальный документ, а рукописные пометки Чейни на полях газетной вырезки со статьей Уилсона. Вырезка с пометками, видимо, получена в результате изъятия следствием документов и других материалов в офисах сотрудников вице-президента в Белом доме.
Пометки содержат вопросы, адресованные вице-президентом своим подчиненным. Второго человека в американском государстве заинтересовало то, насколько широко приняты подобные бесплатные зарубежные поездки послов и не являлась ли эта поездка «увеселительным вояжем», устроенным для дипломата его женой.
Очевидно намерение прокурора доказать с помощью заметок Чейни, что утечка секретов – не просто следствие болтливости руководителя аппарата вице-президента, а проявление тщательно спланированной политической интриги, толчок которой дал Чейни.
Как уже сообщалось, кроме Либби, суд над которым должен состояться летом будущего года, прокурор пытается привлечь к ответственности по этому же делу еще одного сотрудника Белого дома – влиятельного советника президента США Джорджа Буша и главного стратега его избирательных кампаний Карла Роува. Последнего на днях в очередной раз вызвали для дачи показаний в следственное «большое жюри».
По оценке американских экспертов, передача прокурором в суд записки, исполненной личным почерком вице-президента Чейни, превращает его в центрального свидетеля на предстоящем в будущем году судебном процессе над Либби. При этом нельзя исключать того, что въедливый прокурор может попытаться пересадить свидетеля на скамью обвиняемых, поскольку вопросы, заданные Чейни своему ближайшему помощнику, привели к нарушению закона.