За три дня до представления СБ ООН доклада МАГАТЭ по Ирану госсекретарь США Кондолиза Райс старательно убеждала Грецию и Турцию в ходе поездки в эти страны, начавшейся в понедельник, поддержать возможные санкции против Тегерана. И попутно попыталась уговорить их не пользоваться услугами «Газпрома» в строительстве нового газопровода между двумя странами.
По сообщению газеты «Файнэншл таймс», Райс высказалась против участия «Газпрома» в строительстве газопровода между Турцией и Грецией в любом качестве – участника проекта и даже будущего поставщика газа. Главный аргумент, на который она ссылается, – опасность усиления зависимости обеих стран от России в энергетической сфере. Вместо этого, утверждает газета, Райс предлагает Греции и Турции заключить долгосрочную сделку об импорте газа из Азербайджана, который начнет поставлять с 2007 года консорциум во главе с ВР и норвежским Statoil.
По утверждению «Файнэншл таймс», проект строительства газопровода затеян государственными компаниями обеих стран – соответственно Depa и Botas – как своего рода экономическое подкрепление курса на политическое сближение между обеими странами. Однако позднее руководитель российского «Газпрома» Алексей Миллер предложил увеличить втрое его пропускную способность. Это вызвало серьезную озабоченность со стороны США и Евросоюза – они считают, что обе страны попадут в энергетическую зависимость от России.
Это, так сказать, неофициальная часть поездки госсекретаря в две столицы. Официально же главной темой поездки Райс остается вопрос об иранской ядерной программе. Ее важность для американской администрации заметно возросла на фоне обострения политических проблем внутри самих США. По данным опроса общественного мнения, проведенного в понедельник по заказу телеканала Си-эн-эн, показатель поддержки населением президента Буша составил 32%. При этом 60% опрошенных негативно оценили его деятельность. В числе причин такого низкого показателя, приблизившего Буша по степени непопулярности к Ричарду Никсону в период Уотергейтского скандала, стали прежде всего война в Ираке и подорожавший бензин.
По всем признакам, в Вашингтоне видят выход из этого политического кризиса в энергичном давлении на Иран. Буквально перед отлетом из Вашингтона Райс заявила, что Совет Безопасности должен прореагировать на доклад МАГАТЭ и принять меры против Ирана, в противном случае пострадает авторитет самого СБ. Со своей стороны, ближайший сподвижник Райс – заместитель госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности Роберт Джозеф сказал, что Тегеран приближается к «точке необратимости» в создании своего ядерного потенциала и это создает «недопустимую» стратегическую угрозу для США и всего международного сообщества.
Уговаривая власти Греции и Турции поддержать позицию Вашингтона по Ирану, Райс вновь и вновь сталкивалась с негативными последствиями иракской войны для американских позиций в регионе. В Афинах ее пребывание сопровождалось массовыми антивоенными демонстрациями, в Анкаре ей пришлось объясняться по поводу участившихся вторжений курдских боевиков из иракского Курдистана в турецкий. Турецкие власти прямо связывают обострение ситуации в восточной части страны с тем, что с иракской стороны границы расположены базы Курдской рабочей партии, на которых находятся до 4 тыс. пешмерга – курдских ополченцев. По мнению Анкары, США как оккупирующая держава должны принять меры к недопущению использования иракской территории во враждебных Турции целях.
Райс выразила надежду, что создание после четырехмесячных проволочек постоянного иракского правительства ознаменует коренной поворот в ситуации в Ираке. Настало время, считает она, когда иракская власть сможет укрепить свои войска и распустить различного рода вооруженные ополчения, отстаивающие общинные, клановые и другие местные интересы. По ее словам, это станет важнейшим направлением действий новой власти в Ираке, ориентированных на укрепление доверия к ней со стороны населения страны.
В Софии, куда Райс прибудет после Турции для участия в работе Совета министров НАТО на уровне глав внешнеполитических ведомств, она подпишет двустороннее американо-болгарское соглашение об использовании США трех военных баз на болгарской территории. Важнейшим положением этого соглашения является согласие Софии на то, чтобы американские войска, находящиеся на этих базах, могли принимать участие в военных действиях на территории других стран без получения дополнительного согласия со стороны Болгарии.