Вчера в Брюсселе открылся саммит Европейского союза. Главы государств и правительств всех 25 стран – членов ЕС, а также их министры иностранных дел, экономики и финансов в течение двух дней обсудят широкий перечень вопросов. Главное место занимает экономическая и энергетическая тематика. Внешнеполитическое досье включает адаптацию политики Евросоюза после выборов в Белоруссии и Палестинской автономии, дальнейшее расширение ЕС и перспективы вступления в него Турции и балканских государств.
Наблюдатели указывают на нервную атмосферу, в которой проходит саммит. С тяжелым внутриполитическим багажом в столицу Бельгии прибыли ведущие политики. Против партии британского премьера Тони Блэра на днях начато расследование: лейбористов подозревают в «продаже» бизнесменам мест в Палате лордов. Половина опрошенных британцев выступают за отставку Блэра в этом году.
Итальянский премьер Сильвио Берлускони, подвергающийся на родине жесткой критике за экономическую политику, может потерять власть уже в следующем месяце – на 9–10 апреля в Италии назначены парламентские выборы, и пока Берлускони отстает в опросах от своего левого оппонента Романо Проди.
Между тем жесткая борьба идет во Франции: до президентских выборов 2007 г. еще далеко, но основные претенденты на кресло в Елисейском дворце – премьер Доминик де Вильпен и глава МВД Николя Саркози – уже активно делят его между собой. Обстановку подогревают непрекращающиеся протесты французских студентов против изменений в трудовом законодательстве.
Непростая политическая обстановка дома требует от лидеров особенно осторожного поведения на международной арене. Таким образом прорывных решений от саммита в условиях «хромоты» его ведущих участников вряд ли стоит ожидать. Тем более с учетом углубляющегося в последнее время противостояния между национальными правительствами и Комиссией ЕС (правительство Евросоюза – КЕС) по главному вопросу саммита – энергетической политике.
За несколько недель до брюссельской встречи под вопрос были поставлены фундаментальные принципы общего рынка на пространстве ЕС: так, Париж, ссылаясь на стратегические интересы, пытается воспрепятствовать поглощению частной французской компании Suez итальянским концерном Enel и слить ее с государственной компанией Gaz de France. А в Мадриде издали 17 февраля декрет, чтобы помешать поглотить германскому концерну E.ON одну из ведущих испанских энергетических компаний Endesa. Рим, Берлин и КЕС недовольны таким «экономическим национализмом» в энергосекторе.
Энергетика вышла на первое место ввиду продолжающегося роста цен на энергоносители, а также после январской «газовой войны» между Москвой и Киевом. Напомним, из-за перебоев с транзитом российского газа через украинскую территорию энергоносителей из России недополучали сразу несколько европейских стран. Брюссель настроен на продолжение сближения с Россией – крупнейшим поставщиком углеводородного топлива в Европу – для повышения надежности энергоснабжения и удержания цен. Как ожидается, это сближение поддержат все участники саммита.
В ходе брюссельской встречи должна быть заложена основа общей энергетической политики ЕС. Ее приоритеты изложены в «Зеленой книге». Это создание внутриевропейского рынка газа и электроэнергии, обеспечение стабильности поставок энергоносителей, борьба с климатическими изменениями, определение последовательной внешней энергополитики.
Впрочем, при хромоте лидеров и размахе экономического национализма (его демонстрируют не только Франция и Испания, но также Польша и даже Люксембург) согласия на саммите удастся достичь по менее амбициозным инициативам. Так, вероятно, будут одобрены планы КЕС по поддержке малого бизнеса и увеличению финансирования научных исследований. Консенсус возможен и по решению в отношении Белоруссии, недавние выборы в которой европейцы восприняли как несвободные. Любопытное заявление прозвучало вчера из Вены: прежде чем принять решение о введении санкций против режима в Минске, ЕС проконсультируется по этому вопросу с соседними с Белоруссией странами, в том числе и с Россией.