За операцией в Иерихоне может последовать возмездие.
Фото Reuters
Вторник стал одним из самых бурных дней за последние месяцы израильско-палестинского противостояния. В течение всего дня Палестинская автономия находилась в состоянии анархии. Более 20 иностранных граждан были похищены боевиками, и террористы, захватившие пленников, угрожали казнить их, если Израиль не прекратит военную операцию в Иерихоне. К утру среды все заложники были освобождены.
В иерихонской тюрьме находилось более 300 заключенных. Однако не они явились причиной инцидента. В этой тюрьме находились шестеро террористов. Пятеро из них – Ахмед Саадат, генеральный секретарь Народного фронта освобождения Палестины (НФОП), Ахэд Абу Гулмейя, Юсуф Римауи, Хамди Куран и Ахмед Асамер – также боевики НФОП, являются организаторами и участниками убийства министра туризма Израиля Рехавама Зеэви 17 октября 2001 года.
Год спустя все они были арестованы палестинскими службами безопасности и осуждены судом автономии на разные сроки заключения. По заявлениям палестинского руководства, это было сделано в том числе для того, чтобы избежать их поимки или уничтожения Израилем.
Шестым заключенным, который был в эпицентре вторничных событий, являлся главный финансист Палестинской автономии Мухаммед Шубаки. Ему инкриминировалась организация контрабандного судна с оружием, арестованного Израилем по пути в Газу в 2001 году. По соглашению, достигнутому в мае 2002 года между Израилем и Палестинской автономией при посредничестве США, все шестеро находились в иерихонской тюрьме, и Израиль не требовал их выдачи. Пребывание этих заключенных там гарантировалось английскими и американскими наблюдателями.
После прихода к власти ХАМАСа глава политбюро Халед Машааль заявил, что «освобождение Саадата и других является первичной целью». Глава Палестинской автономии Махмуд Аббас нашел неожиданный выход из положения. «Я не буду возражать против их освобождения, – сказал он Машаалю. – Но только в том случае, если дальнейшая ответственность за их жизни не будет в руках автономии». В свою очередь, израильские власти заявляли, что, как только террористы будут освобождены, они будут доставлены в Израиль живыми или мертвыми.
Развязка наступила во вторник утром, когда международные наблюдатели покинули иерихонскую тюрьму. В заявлении, распространенном британским МИДом, подчеркивается, что причиной стало «нарушение палестинской стороной взятых на себя обязательств. В этих условиях невозможно было гарантировать безопасность наблюдателей, находившихся в Иерихоне».
Как сообщили «НГ» в пресс-службе армии, «когда наблюдатели покинули Иерихон, стало ясно, что освобождение террористов – вопрос нескольких часов. Армия получила приказ от политического руководства избежать освобождения».
«Такое развитие событий не стало для нас неожиданностью, – сказал «НГ» глава комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне Юваль Штайниц. – На протяжении последних недель мы знали об интенсивном диалоге, который шел между Народным фронтом и ХАМАСом об освобождении террористов. Мы также знали о намерении международных наблюдателей покинуть Иерихон. Совершенно очевидно, что мы не могли допустить, чтобы убийцы министра израильского правительства разгуливали на свободе».
Штайниц – один из лидеров «Ликуда» – не упустил случая, чтобы уколоть правительство. «С одной стороны, эта военная операция является положительной. С другой стороны, премьер-министр Эхуд Ольмерт заявляет о намерении передать ПА в течение четырех лет до 95% территорий. Передать кому? ХАМАСу?»
Пресс-секретарь ХАМАСа Сами Абу Зухри распространил заявление, в котором говорится, что «действия Израиля приведут к эскалации насилия». Он призвал международное сообщество освободить Саадата. Руководство НФОП заявляет, что «Израиль ждет возмездие». Израильские спецслужбы опасаются, что главной целью террористов станет похищение солдат.
Как бы там ни было, шестеро террористов теперь находятся в руках Израиля. О дальнейших шагах должен сообщить юридический советник правительства Мени Мазуз. Пока неизвестно, будут ли заново судить арестованных или Израиль будет основываться на приговоре, вынесенном в автономии.
Иерусалим