Начинающийся сегодня визит делегации радикального палестинского движения ХАМАС увенчает неделю интенсивной дипломатии в Москве. Лишь вчера здесь завершился очередной раунд переговоров по урегулированию кризиса вокруг иранской ядерной программы и начался визит генерального секретаря Совета Европы Терри Дэвиса. Ко все этим встречам приковано пристальное внимание мирового сообщества.
Главная интрига – примет ли президент Владимир Путин делегацию ХАМАСа, учитывая, что именно он пригласил в Москву представителей радикального движения, победившего на парламентских выборах в Палестинской автономии. Во всяком случае, сами хамасовцы не теряют надежду на эту встречу, о чем сообщил «НГ» член политического правления ХАМАСа Мухаммад Назаль, прибывающий в составе делегации в Москву. Тем временем посол ПА в Москве Бакер Абдель Мунем заявил, что «в интересах всего палестинского народа ХАМАС может изменить свою позицию по Израилю». Иными словами, он четко дал понять, что радикальное движение может признать еврейское государство.
Делегация ХАМАСа во главе с политическим лидером Халедом Машаалем насчитывает не менее 20 человек. Ее костяк составляют пять высокопоставленных членов политбюро ХАМАСа: Муса Абу Марзук (заместитель главы организации), Сейид Сиям, Сами Хатыр, Аззат ар-Рашак и Мухаммад Назаль. В программу поездки входят переговоры с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и другими высокопоставленными членами МИД РФ. Намечены встречи с председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. «Что касается президента Путина, мы не можем сказать с уверенностью, встретимся мы с ним или нет, но этого исключать нельзя», – заявил Мухаммад Назаль в интервью «НГ».
«Мы считаем этот визит чрезвычайно важным. Россия имеет очень большой вес на международной арене. Она является членом и «ближневосточного квартета» (ООН, ЕС, США и Россия. – «НГ»), и Совета Безопасности ООН, поэтому каждая достигнутая с Москвой договоренность имеет огромное значение для нас. Мы будем призывать Москву оказывать многостороннюю поддержку палестинскому народу, в том числе и финансовую. Мы не считаем, что Россия должна следовать решениям Запада и лишать или угрожать отказом в помощи палестинскому правительству», – сказал Назаль.
Представитель ХАМАСа не подтвердил слова палестинского посла о возможности признания Израиля. «Признания права еврейского государства на существование от нас требуют очень многие, но мы не собираемся этого делать! – подчеркнул Назаль. – Если международное сообщество призывает нас к признанию Израиля, оно должно с тем же энтузиазмом призывать израильтян к признанию независимой Палестины».
Как заявил специальный представитель МИД РФ по вопросам ближневосточного урегулирования Алексей Калугин, «линия России в палестино-израильском урегулировании остается неизменной и не противоречит согласованным в рамках «ближневосточного квартета» подходам: добиваться от ХАМАСа отказа от насилия как средства достижения своих политических целей, соблюдения ранее достигнутых между ПА и Израилем соглашений и обязательств и признания права Израиля на существование».
Такой настрой России поддержал перед визитом в Москву генсек Совета Европы Терри Дэвис. Он заявил, что «было бы очень хорошо провести переговоры с ХАМАСом и объяснить им, как люди в России и в других странах осуждают терроризм». «Это означает, что нельзя использовать терроризм для достижения политических целей, а россияне это очень хорошо знают, они заплатили высокую цену за террористические акты», – добавил Дэвис.
В Израиле негативно относятся к поездке лидеров ХАМАСа в Москву. Однако накануне визита в Иерусалиме предпочитают расставлять иные акценты. Так, и.о. главы израильского правительства Эхуд Ольмерт охарактеризовал Владимира Путина, как «истинного друга Израиля, который не предпримет шагов, идущих во вред безопасности Израиля». В свою очередь, депутат Кнессета от партии «Кадима» Михаил Нудельман заявил: «Если господин Путин так охвачен жаждой перевоспитывать террористов, пусть пригласит в Москву тех, кто взрывает дома и захватывает школы в его стране».
Смягчение позиции Ольмерта может объясняться тем, что в преддверии парламентских выборов в Израиле, намеченных на 28 марта, у главного кандидата в премьеры от «Кадимы» весьма невысокая популярность на так называемой русской улице. По данным последних опросов, все меньше русскоязычных избирателей намерены поддерживать «Кадиму». Не исключено, что реверанс в сторону президента РФ может изменить эту тенденцию.
В отношении же палестинских боевиков и.о. премьер-министра по-прежнему демонстрирует жесткость. Вчера он сообщил, что «силам безопасности отдан приказ использовать все имеющиеся в их распоряжении средства для предотвращения террора». «Железным кулаком мы пресечем любые попытки возобновить террористическую активность где бы то ни было», – подчеркнул он.
Иерусалим