0
694
Газета В мире Интернет-версия

07.02.2006 00:00:00

Экономика США выдержит еще одну кампанию

Тэги: иран, война, сша, бюджет, прогноз, эксперты


Юрий Годин, ведущий научный сотрудник Центра внешнеэкономических исследований Института экономики РАН

Экономика США выдержит новую войну. Более того, я считаю, что с экономической точки зрения Соединенные Штаты даже заинтересованы в ней, поскольку она позволит Америке удержать курс доллара в стабильном положении. Как известно, американская валюта вошла в стадию ослабления, и дальнейшая судьба ее не очень понятна. Если же начнется новая военная кампания, пойдут заказы военно-промышленному комплексу, и доллар возобновит рост. Что касается средств, которые понадобятся на войну в Иране, то с ними также не будет проблем. Включить печатный станок Америка может в любой момент. Собственно, это она и делает. Сколько им нужно денег, столько они и напечатают, не опасаясь при этом инфляции, так как средства пойдут на покрытие военных расходов, а не просто так будут выброшены в экономику. Немаловажно также и то, что военная кампания позволит США помешать планам Ирана создать свою нефтяную биржу, в появлении которой Америка крайне не заинтересована.

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики

Америка обладает колоссальным дефицитом федерального бюджета, который постоянно наращивается Бушем. Это однако не мешает США иметь хорошо отлаженную экономическую систему. Не помешает им и тот факт, что расходы на новую войну увеличат бюджетный дефицит еще на некоторую величину. Тем более что она будет несущественной. По своим затратам война в Иране будет гораздо более экономной, нежели война в Ираке. Максимум, на что пойдут США, – это бомбежка атомных объектов, уничтожение потенциала самостоятельного производства атомного оружия, что не потребует колоссальных средств и в конечном счете не будет представлять никакой угрозы для американской экономики.

Роуз Геттемюллер, директор Московского центра Карнеги (Москва–Вашингтон)

Все варианты действий, включая военный, должны оставаться на столе. Такова последовательная политика США в отношении Ирана и его ядерной программы. Не думаю, что министр обороны Дональд Рамсфелд сказал что-то новое. Военная операция пока лишь в долгосрочной перспективе, и прибегнут к этой мере США только в самом крайнем случае. Необходимо иметь в виду географическое положение Исламской Республики, размеры страны, а также то, что объекты ядерной программы, некоторые из которых расположены под землей, разбросаны на обширной территории. Кроме того, США и их союзники сейчас ведут боевые действия в Ираке, и их военные возможности на пределе. При этом политическая поддержка населением этих операций в США, Великобритании и других странах, вовлеченных в урегулирование иракского конфликта, уменьшается. Что касается заявления Билла Фриста, лидера республиканского большинства в Сенате, отмечу, что Конгресс последовательно проводит очень жесткую линию в отношении Ирана и заявление Фриста отвечает настроениям, царящим в Капитолии.

Лорд Тимоти Гарден, эксперт Королевского института международных отношений (Лондон)

Дипломатия всегда подразумевает использование подхода кнута и пряника. Дипломаты должны показать, какое поощрение страна получит за хорошее поведение и как ее накажут за плохое. Кроме того, разговор американских политиков о военном варианте предназначен во многом для американской же аудитории. Если администрация заявляет, что обретение Ираном ядерного оружия будет кошмаром, резонно, что ей зададут вопрос – а что вы делаете, чтобы этого не произошло? Впрочем, всегда будут те, кто единственным решением проблемы считает только применение силы. На пути осуществления военной операции в отношении Ирана стоит ряд проблем. Во-первых, иранские ядерные объекты не сосредоточены в одном месте. Во-вторых, удар по ИРИ имел бы негативные последствия для глобальной безопасности и, в частности, для операции США в Ираке. В-третьих, атака сплотила бы население страны, которое бы поддержало своего лидера перед лицом общего врага. А это не вписывается в планы США. Сейчас, когда иранское досье передано в СБ ООН, результатом дискуссий в Совбезе некоторые видят введение санкций. Где-то даже закрадывается мысль, что СБ ООН когда-нибудь мог бы одобрить силовое вмешательство в качестве самой крайней меры. Но, думаю, до этого еще далеко.

Доктор Эли Кармон, старший научный сотрудник Института противодействия терроризму (Герцлия, Израиль)

Ведущие мировые державы стремятся довести до успешного завершения дипломатический процесс, цель которого убедить Тегеран в необходимости отказаться от нуклеаризации. Иранский режим готов к любым последствиям. Пока в Тегеране считают, что СБ ООН не примет решение о санкциях, а если это и произойдет, то не все страны будут соблюдать их. Иранцы также надеются на нефтяной рычаг, пугая США, что цена барреля в случае прекращения Ираном поставок нефти достигнет 100 долл. Но если представить, что санкции введены и соблюдаются, а Тегеран не отказывается от своих амбиций, возникает вопрос, что делать дальше. Поэтому американская администрация и намекает, что военный вариант существует. Не думаю, что следует ожидать такой войны, как в Ираке, но мощный удар вполне возможен. В нынешней ситуации заявления американцев призваны лишь надавить на иранцев, заставить их исправиться. Они означают, что если Тегеран не изменит свою политику, то через какое-то время к нему, возможно, применят силу.

Григорий Дубов, бывший начальник радиотехнических войск ПВО, генерал-лейтенант

В случае нападения на Иран Пентагон продолжит практику испытаний новых вооружений, которую он начал в 1999 г. в Югославии. Там американские военные проверили новые средства и методы ведения вооруженной борьбы. Затем последовали Афганистан и Ирак. Известно, что в Ираке находились ученые, которые смотрели, как действуют новые разработки. Операция в Иране – при всех политических, антитеррористических, экономических и прочих задачах, которые будут там решаться, важна и для военно-промышленного комплекса США. Вашингтон демонстрирует в боевой обстановке свое, как он считает, самое эффективное вооружение. Ядерное оружие для США – это уже не самый сильный аргумент в политике формирования однополярного мира. Новые средства проверяются именно на региональных конфликтах. Известно, что Пентагон готовит авиакосмическую группировку, которая была бы способна осуществить нанесение непоправимого ущерба в любой точке мира без подготовки войны. Разумеется, все это нуждается в проверке не раз и не два. Почему бы не испытать это в Иране?

Павел Золотарёв, заместитель директора Института США и Канады РАН, президент Фонда поддержки военных реформ, генерал-майор

В своей ядерной стратегии США разделили удары на кинетические и некинетические (электромагнитные импульсы, информационные действия и т.д.). Применительно к Ирану в Вашингтоне исходят из того, что если еще одно государство в регионе помимо Израиля получит атомную бомбу, то это неизбежно закончится войной. Поэтому США сейчас фактически начинают информационную стадию операции противодействия, вбрасывая информацию о готовности нанесения превентивных сдерживающих ударов. Нанесение кинетических ударов маловероятно. В Вашингтоне уже прекрасно поняли, что Ирак и Афганистан одновременно – это уже много. В этих условиях ожидать от США начала третьей локальной войны – маловероятно. Американцам нет нужды испытывать новые вооружения – вполне достаточно было трех региональных полигонов – Югославии, Афганистана и Ирака. Новые средства базируются в значительной степени на информационной системе – средства разведки, управления, анализа в реальном масштабе времени. А все это можно отрабатывать и в тех конфликтах, которые существуют ныне.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
644
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2374
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1576
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1201

Другие новости