Вчера в Вене открылось чрезвычайное заседание Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Его главная тема – ядерная программа Тегерана, а основной документ – проект резолюции, согласно которому иранское ядерное досье передается на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Активные дебаты, как отмечают дипломаты, завершатся лишь сегодня и, скорее всего, принятием проекта резолюции.
Москва, на которую Иран надеялся до последнего, уже дважды «отреклась» от него. Напомним, изначально проект резолюции, вызвавший поток угроз из ИРИ, подготовили представители Великобритании, Франции и Германии. На этой неделе в Лондоне документ получил одобрение глав внешнеполитических ведомств США, КНР и России. Это было первое «отречение» Москвы. Тем не менее, дорожа взаимовыгодным сотрудничеством с Тегераном в энергетической сфере, она совместно с Пекином настояла на компромиссном варианте – направить досье в СБ ООН, однако не применять к Ирану каких-либо санкций до марта, когда МАГАТЭ заслушает полный доклад гендиректора агентства Мохамеда Эль Барадея по проблеме. Второе «отречение» прозвучало вчера в Вене из уст представителя России в МАГАТЭ Григория Берденникова. «Мы не против информирования СБ ООН о работе, проделанной агентством в отношении Ирана», – цитирует его слова Би-би-си. Берденников фактически подтвердил заявления пресс-секретаря Белого дома Шона Маккормака и ряда американских чиновников, что Вашингтон уже заручился поддержкой русских. Между тем еще за несколько часов до заседания посол ИРИ в МАГАТЭ Али Солтание утверждал, что Россия и Китай не будут голосовать за резолюцию.
В третий раз Москва, вероятно, отречется от ИРИ сегодня, непосредственно при голосовании по проекту резолюции. За месяц, который Россия и Китай выторговали для ИРИ до возможного рассмотрения введения санкций Совбезом, иранцы могли бы обезопасить себя от международного наказания.
Дипломаты напоминают, что на 16 февраля намечен новый раунд переговоров между Москвой и Тегераном по так называемому «русскому плану». Он предусматривает создание на российской территории совместного с иранцами и китайцами предприятия по обогащению иранского урана. Выработанное под контролем России топливо для АЭС обошлось бы Ирану даже дешевле, чем его собственное производство, при этом иранцы также развеяли бы опасения международного сообщества относительно своих военных амбиций. Иранцы высказывают интерес к предложению Москвы, поддержанному европейцами и Соединенными Штатами, но требуют дать больше времени для продолжения дискуссий.
Аналитики отмечают, что при всей жесткой риторике Запада в адрес Тегерана у международного сообщества, похоже, нет четкого плана действий в случае прекращения Ираном сотрудничества с МАГАТЭ. А при принятии резолюции произойти это может уже завтра. По словам Солтание, если досье передадут в СБ ООН, ИРИ начнет промышленное обогащение урана, а МАГАТЭ не сможет больше инспектировать ряд объектов.
Президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад, посетивший в среду первую АЭС страны в Бушере (юго-восток Ирана), подчеркнул, что «псевдодержавы» не помешают ему продолжить свою ядерную программу.