Сегодня в Лондоне будет решаться вопрос о возможности передачи иранского ядерного досье на рассмотрение СБ ООН. На консультации в британской столице собираются представители внешнеполитических ведомств пятерки постоянных членов Совбеза (России, США, Великобритании, Франции и Китая), а также Германии. Встреча состоится на фоне новых жестких заявлений президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, подчеркнувшего, что Тегеран не намерен отказываться от продолжения ядерных исследований.
В Лондоне речь пойдет о дальнейших действиях международного сообщества после того, как в середине минувшей недели Иран снял печати МАГАТЭ со своих ядерных объектов. Воздержаться от нарушения моратория на операции с атомом иранцев в начале года призвали члены «европейской тройки» (Великобритания, Франция и Германия) и Россия – единственный заслон, препятствовавший неоднократным попыткам США протолкнуть «иранское досье» на рассмотрение СБ с перспективой дальнейшего введения санкций.
В конце минувшей недели разочарованные действиями иранцев европейцы дали понять, что не видят смысла в запланированной на середину января встрече с представителями Тегерана по урегулированию проблемы. Диалог с Тегераном они вели более двух лет. Вместо этого «евротройка» настаивает на созыве внеочередного заседания Совета управляющих МАГАТЭ в этом месяце для отправки иранского досье в СБ ООН. Не исключает такой возможности, судя по словам министра иностранных дел Сергея Лаврова и вице-премьера, министра обороны Сергея Иванова, уже и Россия.
В минувшую субботу Лавров в интервью «Эху Москвы» признался, что не понимает до конца мотивов, лежащих в основе действий иранского руководства. Министр отметил, что не видит в шагах Тегерана экономической целесообразности и реальной практической необходимости. АЭС в Бушере полностью обеспечена российским топливом. Россия также готова поставлять топливо для атомных электростанций, которые еще только будут строиться в Исламской Республике. И уже подсчитано, что иранцам выгоднее было бы завозить топливо из-за границы, чем производить самим, напомнил министр.
Как отметил в беседе с корреспондентом «НГ» российский дипломатический источник, Москву сильно раздражают заявления нового иранского президента.
Так, в минувшую субботу Махмуд Ахмадинежад заявил: «Иран не заставят отказаться от его законного права – развивать ядерные технологии. И возможными санкциями СБ ООН нас не запугать. Если нам хотят запретить проводить ядерные исследования, то из этого ничего не выйдет... А в ядерном оружии мы не нуждаемся».
Между тем Москва дает понять, что она против введения санкций против Ирана. Так, по словам постоянного представителя РФ при ООН Андрея Денисова, «пока еще рано это даже обсуждать, потому что это самый неприятный, нежелательный вариант». Наблюдатели предполагают, что если иранское досье и попадет в СБ ООН, может повториться история с резолюцией в отношении Сирии. Напомним, в конце прошлого года СБ обязал Дамаск к сотрудничеству с международным расследованием, которое должно установить, причастна ли Сирия к теракту, в результате которого в феврале 2005 года погиб экс-премьер Ливана Рафик Харири. Однако немедленного наказания отсутствие такого сотрудничества в отношении Дамаска резолюция не предполагает. Не последнюю роль в смягчении первоначального текста тогда сыграла, кстати, Москва.
«Наша главная задача сейчас будет все-таки постараться совместными усилиями убедить Тегеран вернуться в этот мораторий, и именно это будет рассматриваться в рамках Совета управляющих МАГАТЭ, когда он соберется на свое заседание», – заявил Лавров.