Президент США Джордж Буш готов и дальше внимательно прислушиваться к нации.
Фото Reuters
Белый дом оказался в центре нового скандала. Президент Джордж Буш в минувший уикенд был вынужден оправдываться за сверхсекретную программу Управления национальной безопасности (УНБ). Она предполагает прослушивание международных звонков, а также перехват электронной почты внутри США без предварительного получения на то разрешения специального суда. Функции последнего фактически взял на себя глава государства, чем и вызвал споры о законности подобной практики, применяемой в стране с 2002 года.
Первой о программе УНБ сообщила в минувшую пятницу «Нью-Йорк таймс». Газета рассказала, что Буш лично дал указание этой крупнейшей разведслужбе, обычно шпионящей за иностранными правительствами, отслеживать международную переписку и звонки американцев, туристов и других иностранцев уже внутри страны. Прослушиванием на территории США, где закон четко гарантирует права и свободы граждан, как правило занимается ФБР, и то после получения соответствующего разрешения суда. По данным издания, за последние четыре года «взломщики» УНБ контролировали общение сотен, а то и тысяч людей. Черные списки подозреваемых в причастности к терроризму пополняются и корректируются раз в полтора месяца. В них постоянно числятся около 500 человек.
Утечка вызвала настолько мощный резонанс, что Буш изменил содержание и формат своего традиционного субботнего обращения к нации. Он уже записал радиообращение, посвященное в основном выборам в иракский парламент. Но в субботу он вышел в телеэфир, чтобы отстоять право властей на тайный шпионаж внутри страны, «крайне важный для спасения американских жизней». В ходе 8-минутной речи президент подчеркнул, что не намерен ставить крест на программе, направленной на отслеживание людей, имеющих «очевидную связь» с «Аль-Каидой» или родственными ей террористическими организациями. Буш также сказал, что действовал в соответствии с данными ему Конституцией полномочиями, а публикация в «Нью-Йорк таймс», по его словам, нанесла ущерб национальной безопасности и подвергла риску жизни американцев. Ряд законодателей в Конгрессе были своевременно проинформированы о программе, напомнил президент.
Многие на Капитолийском холме, включая юристов, полагают, что глава государства слишком широко толкует Основной закон. «Он – президент Джордж Буш, а не король Джордж», – заявил в интервью АП сенатор-демократ Рассел Фейнголд. Среди сомневающихся в необходимости личного одобрения президентом прослушки внутри страны и бывший руководитель УНБ Бобби Инман (1977–1981). По его мнению, после принятия так называемого Патриотического акта получить разрешение суда не составляет большого труда.
Патриотический акт, предоставляющий властям чрезвычайные полномочия в борьбе с террористической угрозой (например, правоохранительные органы могут даже проверить список литературы, которую подозреваемые берут в библиотеке), был принят Конгрессом после терактов 11 сентября 2001 года. 31 декабря большинство его положений перестанут действовать, а решение о продлении до сих пор не принято Сенатом. Администрация Буша добивается бессрочного, а ряд сенаторов при поддержке правозащитников выступают лишь за временное (на три месяца) продление Патриотического акта. Обнародование сенсационных данных о прослушке еще больше накалило обстановку вокруг этого закона.