Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад: 'С Божьей помощью скоро на свете больше не будет ни США, ни сионизма'.
Фото Reuters
Мировую дипломатию продолжает трясти от беспрецедентного заявления президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. Слова иранского лидера о необходимости «стереть с карты мира» Израиль заставили отстраниться от Тегерана даже тех, кто изначально защищал его от резких выпадов США. Москва вчера открыто признала, что Ахмадинежад укрепил позицию сторонников передачи иранского ядерного досье в Совет Безопасности ООН со всеми вытекающими последствиями, включая введение санкций, которые не преминут сказаться на российско-иранском сотрудничестве.
«Большая свинья» для Лаврова
Министру иностранных дел Сергею Лаврову пришлось реагировать на реплику Ахмадинежада в Израиле. «То, что я видел по Си-эн-эн, является неприемлемым. Мы доведем до сведения иранской стороны нашу позицию. Сегодня (в четверг. – «НГ») мы приглашаем в МИД иранского посла и попросим объяснить его мотивы такого заявления», – сказал министр. По словам Лаврова, такие высказывания «не способствуют усилиям тех, кто хочет нормализовать ситуацию вокруг Ирана». На вопрос корреспондента «НГ», может ли жесткое заявление Тегерана заставить Москву снять свои возражения против передачи иранского ядерного досье в СБ ООН, глава российской дипломатии ответил: «По ядерному досье мы будем руководствоваться конкретными фактами, которые докладывает МАГАТЭ. Вопрос слишком серьезный, чтобы отходить от главного критерия, каковым является недопущение нарушения режима нераспространения. С другой стороны, не могу не признать, что те, кто настаивает на передаче, получили дополнительные аргументы в пользу своей позиции». Другими словами, Лавров фактически признал, что позиции тех, кто еще пытается защитить Тегеран от международных санкций, ослабли.
Наблюдатели отмечают, что Ахмадинежад подложил главе российской дипломатии «большую свинью». Действительно, трудно представить себе более неподходящее время для провоцирования гнева международного сообщества. Лавров в последние два дня как раз посещал Ближний Восток и вел тяжелые переговоры с израильским руководством, в том числе убеждал израильтян, что режим нераспространения в отношении Ирана можно поддерживать и не прибегая к санкциям. А вчера Россия еще и помогла Ирану в его стремлении стать первой страной исламского мира с собственной орбитальной группировкой. Со стартовой площадки № 132 космодрома «Плесецк» стартовала ракета-носитель легкого класса «Космос-3М» с первым иранским спутником – аппаратом дистанционного зондирования Земли Sinah-1, фактически спутником-разведчиком.
Карикатура, которая может обернуться санкциями
Знаменитая фраза «Израиль должен быть стерт с карты мира» прозвучала в ходе речи президента в Министерстве иностранных дел страны. Ахмади Нежад выступал перед несколькими тысячами студентов на конференции «Мир без сионизма». Под таким лозунгом в этом месяце Иран проводит акцию протеста, устроителем которой является Исламская студенческая ассоциация страны. В рамках мероприятия, которое в начале ноября должно завершиться масштабными шествиями в знак поддержки палестинского народа (по традиции в последний день священного месяца рамадан иранцы отмечают День Иерусалима), проводится также международной конкурс карикатуры. Тематика соответствующая: все тот же «Мир без сионизма», а заодно – «Мир без Америки», «Мираж под названием сионизм», «Интифада» и другие. Любопытно, что конкурс – детский. В нем принимаются работы школьников в возрасте от 7 до 18 лет. Кстати, опыт подобной выставки уже имеется. Как сообщает иранская газета «Тегеран таймс», сайт Иранского дома фотографов провел конкурс на тему «Палестина под оккупацией сионистского режима». Победителями стали 13 работ из Китая, Аргентины, Франции, Голландии, Бразилии, Ирана и США.
Кроме того, Исламская студенческая ассоциация запустила сайт на персидском языке (планируется арабская и английская версия) под именем Zionot, где выставляются наиболее шокирующие кадры и новости о палестино-израильском конфликте.
Как отмечают некоторые наблюдатели, в речи Ахмадинежада прямой угрозы нанести удар по Израилю или другим поддерживающим его странам не прозвучало. Сказав, что «Израиль должен быть стерт с карты мира», он говорил не своими словами, а цитировал давнее высказывание основателя Исламской Республики аятоллы Хомейни. От себя же он добавил, что «по воле Божьей и с помощью Божьей скоро на свете больше не будет ни США, ни сионизма». Согласно иранскому государственному информационному агентству ИРНА, Ахмадинежад пояснил, что «новая волна противостояния, порожденная в Палестине, а также нарастающее напряжение в исламском мире может в миг стереть Израиль».
Москва отреагировала последней
Примечательно, что на, мягко говоря, «недипломатичное» высказывание Ахмади Нежада Москва (если не считать вовсе промолчавшего Пекина) отреагировала самой последней из пятерки постоянных членов СБ ООН, которому в конечном счете, возможно, и придется решать вопрос о введении санкций. Реакция США, Франции и Великобритании была достаточно жесткой. Пресс-секретарь Белого дома Скотт Маклеллан заявил, что «США со всей серьезностью относятся к заявлению... Эти высказывания усиливают наши опасения в отношении ядерных намерений Ирана». «Если эти комментарии действительно имели место, мы осуждаем их со всей твердостью», – сказал официальный представитель французского МИДа Жан-Батист Маттей. Осудили слова иранского президента и в Лондоне, где так же, как и в Париже, в МИД для разъяснений был вызван посол Исламской Республики. С резкими комментариями выступили и другие государства. В свою очередь, вице-премьер Израиля Шимон Перес предложил исключить Иран из состава ООН, а министр иностранных дел страны Сильван Шалом подчеркнул, что Тегеран однозначно представляет «прямую и явную угрозу».
«Нельзя исключать вариантов»
Нагнетание страстей вокруг иранской угрозы, отмечают аналитики, грозит уже в ближайшее время повлечь серьезные последствия. Причем они могут проявиться не 24 ноября, когда Совет управляющих МАГАТЭ способен решительно и бесповоротно отправить иранское ядерное досье в СБ ООН, а даже раньше. Как сказал в интервью «НГ» президент Центра Никсона (Вашингтон) Дмитрий Саймс, существует вероятность, что по Ирану ударит Израиль. И она даже выше, чем возможность американской военной операции против Исламской Республики. По его словам, когда речь заходит «о выживании государств или о том, что они подразумевают под выживанием, никаких вариантов исключать нельзя».
«Фразеология Средневековья»
Борух Горин, пресс-секретарь Федерации еврейских общин России (ФЕОР)
Призыв, с которым выступил президент Ирана, – это первый случай за последние 60 лет, когда глава страны заявляет, что какое-то государство или какой-то народ не должны существовать. Нас в этой ситуации беспокоит реакция российских властей, поскольку сотрудничество России с Ираном теряет надидеологическую окраску после подобных заявлений. Мы очень надеемся, что и МИД, и высшее руководство страны выскажут свое осуждение подобной позиции и присоединятся к международным санкциям против Ирана.
Шейх Фарид Асадуллин, сопредседатель Информационно-аналитического центра Совета муфтиев России
Стереть с лица земли целое государство, пусть и недружественное, – это в XXI веке означает прямой призыв к войне. Мне это представляется фразеологией Средневековья. Президент Ирана явно не учитывает, что в Израиле живут и мусульмане. К тому же такой подход нового президента Ирана противоречит курсу предыдущего президента этой страны Мохаммада Хатами, который прямо говорил о необходимости диалога между цивилизациями. Подобные призывы для этого региона могут повлечь за собой самый печальный сценарий из всех возможных.
Адольф Шаевич, Главный раввин России, глава Конгресса еврейских религиозных организаций и общин России (КЕРООР)
Подобные заявления уже не раз на протяжении последних лет звучали из различных уст, хотя, конечно, не от лиц подобного ранга. Вряд ли заявление иранского президента как-то повлияет на положение Израиля, но Ирану оно точно не принесет ничего хорошего. Каждое нормальное государство должно, разумеется, осудить это высказывание, оно не должно остаться безнаказанным. Это открытый вызов, я вообще не понимаю, как руководитель государства вне зависимости от его отношения к тем или иным политическим реалиям может делать такого рода заявления.