Несмотря на все еще не утихшие протесты в соседних странах по поводу его ритуальных жестов в память погибших японских военных, премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми вчера совершил очередной, уже пятый по счету визит в токийский храм Ясукуни. В прошлом это вызывало гневные отклики в Китае, Южной и Северной Корее. Теперь же тема оценки Второй мировой войны вообще превращается в постоянный раздражитель в отношениях между Японией и ее соседями.
Коидзуми прибыл к храму Ясукуни, находящемуся вблизи императорского дворца в Токио, на своей официальной автомашине. Он был в темно-сером костюме, в то время как раньше всегда надевал по этому случаю традиционное кимоно. Премьер постоял в молитвенной позе, не входя внутрь храма, затем внес традиционное пожертвование. Помощники премьера утверждают, что ритуальная церемония носит сугубо частный характер.
Ясукуни – существующий с середины XIX века храм в прошлом «государственной» синтоистской религии в память японцев, погибших при исполнении воинского долга. На настоящий момент в нем находятся списки 2,5 млн. подобных «жертв военных конфликтов», включая 14 главных военных преступников Второй мировой войны. Последнее обстоятельство дает повод для протестов в странах, пострадавших от японской агрессии. Обращает на себя внимание, что в информационных материалах храма война названа «трагическим, но необходимым делом», поскольку позволила «защитить независимость Японии». Такие объяснения дают повод для суждений, что ритуалы в храме Ясукуни служат пропаганде милитаристских настроений.
Даже в самой Японии многие ее жители не поддерживают участие официальных лиц в ритуалах храма Ясукуни как противоречащее конституционному принципу отделения государства от религии. Показательно, что после посещения храма Ясукуни в 1979 году императором Японии Хирохито ни он, ни его сын Акихито, нынешний император, подобных визитов больше не совершали. В этом году Высший суд Осаки признал участие официальных лиц в церемониях в храме Ясукуни противоречащим положениям Конституции.
Если многие японцы сомневаются в уместности подобных жестов руководителей своей страны, то зарубежная общественность гневно протестует. Так, нынешней весной по Китаю прокатилась волна антияпонских выступлений, вызванная появлением в Японии школьных учебников, в которых переиначивалась история войны и замалчивались преступления японской военщины. Дело дошло даже до погромов японских ресторанов и фирм в крупных городах КНР. Пекин потребовал прекращения «недружественных жестов», связанных с оценкой Второй мировой войны.
Все это, однако, не останавливает японских политиков, пытающихся опереться на националистические чувства в стране ради укрепления своих позиций. Коидзуми – третий премьер, посетивший этот храм. Считается, что подобные жесты принесли ему успех на прошедших в сентябре выборах в парламент. Теперь он вновь разыгрывает эту карту, поступаясь престижем страны за рубежом.
Первым на действия премьера Японии прореагировал посол КНР в Токио Ван И. Он назвал визит «грубой провокацией против китайского народа». По следам этого протеста МИД Японии срочно известил своих граждан в Китае, чтобы они держались подальше от людных мест в этой стране. В Сеуле японский посол Сиотаро Исима услышал слова «решительный протест» непосредственно от министра иностранных дел и внешней торговли Южной Кореи Пан Ги Муна, к которому его вызвали для объяснений. По оценкам СМИ, там также возможны массовые антияпонские выступления.