Улыбка на лице госсекретаря США не свидетельствовала о смягчении позиции США по Ирану.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Владимиру Путину пришлось поменять субботний график, чтобы встретиться с госсекретарем США Кондолизой Райс. И если по военным базам в Азии и перспективам урегулирования ситуации на Ближнем Востоке стороны пришли хоть к какому-то компромиссу, то Иран, несмотря на благостные заявления российских официальных лиц, так и остался камнем преткновения в отношениях России и США. Впрочем, одним из результатов переговоров стала договоренность о возможной встрече Владимира Путина и Джорджа Буша в ноябре в Южной Корее. Источники в российском правительстве заявили, что «американская сторона проявила заинтересованность в проведении такой встречи в рамках саммита АТЭС». А «с российской стороны по данному вопросу есть взаимность».
Встреча Путина и Райс началась с дежурного обмена любезностями. «Мне очень приятно, что у нас складывается постоянный диалог, который не прерывается практически ни на одну неделю», – заметил Путин. Глава России также вспомнил, «как тепло принимал нас президент США совсем недавно в Вашингтоне». Путин посочувствовал Черной пантере – всю последнюю неделю Райс провела в самолетах, облетев половину Азии и Европы. Госсекретарь, со своей стороны, сделала реверанс Путину, поблагодарив за встречу в его подмосковной резиденции, да еще и в субботу. В Белом доме рады, как заметила Райс, что диалог с Москвой продолжается.
«Я хочу вас поздравить с результатами поездки в Среднюю Азию, – перешел к делу Путин. – Я знаю, что поездка была очень успешна». Президент, вероятно, имел в виду, что Райс удалось найти прибежище для изгнанной из Узбекистана американской военной базы. «Если бы вы сочли возможным рассказать о результатах вашей поездки дополнительно, мы были бы вам благодарны», – предложил Путин госсекретарю США.
Приехавшим же в Ново-Огарево журналистам Райс о результатах своего турне рассказать не успела, как, впрочем, и об итогах переговоров с Путиным, – торопилась в Лондон. Отдуваться пришлось главе российского МИДа Сергею Лаврову, который традиционно был предельно сдержан в оценках. Особое внимание на переговорах, как подтвердил Лавров, было уделено ядерной проблеме Ирана. Однако он так и не сказал, согласились ли Соединенные Штаты с позицией России не передавать ядерное досье Ирана в Совет Безопасности ООН. «Стороны подтвердили общую цель – не допустить нарушения режима нераспространения ОМУ и не допустить появления в мире новых ядерных государств», – расплывчато сказал министр. А сделать это нужно, по словам Лаврова, «чтобы, уважая законное право Ирана на разработки в сфере мирного атома, эти разработки реализовывались таким образом, чтобы не создавать каких-либо рисков для режима нераспространения».
Зато Черная пантера, как рассказал Лавров, пообещала не создавать новых военных баз в Центральной Азии: «Кондолиза Райс четко подтвердила, что никаких новых баз, кроме существующей базы в Манасе, США создавать не собираются». Напомним, что в июле в итоговом документе саммита Шанхайской организации сотрудничества в Астане США было предложено определиться со сроками вывода своих баз из Центральной Азии. Если верить Лаврову, Райс изобразила книксен. «База в Манасе будет нацелена на скорейшее завершение операции по борьбе с террористической угрозой, исходящей из Афганистана», – процитировал Лавров слова Черной пантеры. Министр не скрывал, что компромисс по этому вопросу на переговорах достигнут: «У нас с США в данном вопросе нет разногласий. Они не преследует никаких иных целей, кроме тех, которые мы совместно ставим в Центральной Азии».
Третьей темой, которая в субботу обсуждалась в Ново-Огарево, было расследование причастности Сирии к убийству экс-премьера Ливана Рафика Харири, а также ситуация на Ближнем Востоке в целом. «Мы условились, что независимые эксперты подготовят два доклада по этому вопросу, – сказал глава российского МИДа, – и наши министерства иностранных дел их рассмотрят и будут в тесном контакте, чтобы мы могли выработать обоснованные решения для стабилизации ситуации в этом регионе». На основании этих докладов в СБ ООН могут быть приняты новые решения по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке, в частности вокруг Ливана и Сирии.
А вот идея Владимира Буковского обменять бывшего министра по атомной энергии Евгения Адамова на заключенного Михаила Ходорковского, и вопрос экстрадиции Адамова в США в центре внимания ново-огаревских переговорщиков не оказались. «Этот вопрос должен решаться правовыми методами, а не политическими», – заверил прессу Лавров.