Внезапный, по крайней мере для широкой публики, субботний визит в Москву госсекретаря США Кондолизы Райс завершился важным признанием: взгляды сторон на главную из обсуждавшихся проблем – иранскую ядерную программу – кардинально не совпадают. В момент, когда Вашингтон и Париж подтвердили общность своих подходов и в целом вырисовалось взаимопонимание по этой проблеме между США и «европейской тройкой» (Германия, Франция, Великобритания), это грозит серьезным кризисом в отношениях России с Западом уже в конце будущего месяца, когда встанет вопрос о передаче иранского досье в Совет Безопасности ООН.
Райс целый час беседовала с президентом Владимиром Путиным и два часа вела переговоры с главой МИДа Сергеем Лавровым. Это в два раза больше времени, чем было намечено в ходе поспешной подготовки визита госсекретаря. Но главное в другом – стороны не договорились о передаче иранского досье в Совет Безопасности ООН и дальнейших санкциях против Тегерана, если тот не откажется от программы обогащения урана. На этом настаивала Райс, но так и не заручилась российским согласием.
Лавров и Райс, уже хорошо знакомые друг с другом, выглядели достаточно приветливо, когда вдвоем появились перед журналистами после переговоров в особняке МИДа. «Мы обсудили конкретные вопросы, связанные с ситуацией вокруг ядерной программы Ирана. У нас общая позиция, что необходимо сделать все для сохранения режима нераспространения ядерного оружия», – сообщил Лавров. Однако, по оценке Би-би-си, переговоры «выявили не столько общие интересы, сколько различия в подходах». Это касается именно иранской темы.
Вашингтон, как известно, настаивает на передаче иранского досье в Совет Безопасности ООН и грозит добиваться этого на предстоящем 24 ноября заседании совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Об этом намерении США и говорила на переговорах в Москве Райс. «Как относится Россия к такой перспективе?» – «В условиях сохранения нынешней ситуации мы не видим оснований для того, чтобы передавать этот вопрос из МАГАТЭ в другие организации», – заявил Лавров. «Имеет ли Иран право обогащать уран?» По словам российского министра, «согласно Договору о нераспространении и уставным документам МАГАТЭ, такое право есть у всех участников Договора о нераспространении ядерного оружия».
Разговор шел и о ситуации в Центральной Азии, где Райс только что побывала с визитом. По некоторым сообщениям, Райс пообещала, что американцы не будут искать замену закрываемой авиабазе в Ханабаде в Узбекистане и ограничатся одной существующей базой «Манас» в Киргизии.
═
Ставки повышаются
═
В Лондоне, куда Райс прибыла из Москвы, она повторила свои призывы о привлечении Тегерана к ответственности через СБ ООН. При этом она дала понять, что согласна, чтобы Россия попыталась убедить Иран вновь сесть за стол переговоров и попытаться найти решение проблемы. Однако, если убедительных свидетельств движения к этому решению не будет, США станут настаивать на рассмотрении вопроса в Совете Безопасности. Райс признала, правда, что не смогла заручиться согласием Москвы на рассмотрение этого вопроса на заседании совета управляющих МАГАТЭ 24 ноября. «Русские против конкретных временных рамок», – сказала она.
Высказывания Райс прозвучали на фоне тщательно оркестрованной пропагандистской кампании в СМИ об угрозе создания Тегераном ядерного оружия и причастности России к иранским военным программам. Ведущий телеканал Би-би-си передает интервью, полученное у посла США при ООН Джона Болтона. Дипломат, в прошлом отвечавший в Госдепартаменте за вопросы нераспространения ОМУ, утверждает, что Иран 18 лет тайно разрабатывает ядерное оружие. Оно, по словам дипломата, «необходимо иранцам для того, чтобы запугивать другие страны Ближнего Востока, а возможно, и передавать террористам».
Со своей стороны газета «Индепендент» сообщает, что нынешние шаги в отношении Ирана, а затем и других стран, причастных к созданию ОМУ, были задуманы в Вашингтоне еще до начала войны в Ираке. Об этом стало известно из секретной записки помощника премьер-министра Тони Блэра Майкла Райкрофта в МИД своей страны. В ней отражено содержание телефонного разговора между президентом США Джорджем Бушем и Блэром по закрытой телефонной связи в январе 2003 года, то есть за два месяца до начала войны. Буш сообщил, что он хочет в будущем «пойти дальше Ирака». Конкретно в качестве стран, имеющих программы создания оружия массового уничтожения, Буш назвал Иран, Саудовскую Аравию, Пакистан и Северную Корею. По утверждению газеты, откровения Буша вызвали шок у ряда членов английского парламента, так как он включил в перечень предстоящих объектов акций Вашингтона такие близкие к США страны, как Саудовскую Аравию и Пакистан.
Наконец, «Санди телеграф» обвинила Россию в содействии иранской программе разработки баллистических ракет. Ссылаясь на анонимных американских официальных лиц, газета утверждает, что материалы и технологии для создания баллистических ракет, которые могут нанести удар по многим странам Европы, доставлялись из КНДР в Иран через российскую территорию. Более того, в качестве посредников при заключении многомиллионной сделки между Тегераном и Пхеньяном в 2003 г. якобы выступали «бывшие офицеры Российской армии, действовавшие при поддержке и с одобрения российской Службы внешней разведки ФСБ».
Таким образом, начатая Вашингтоном кампания давления на Иран дополнилась такими же шагами в отношении Москвы. Как отмечает в этой связи та же газета, сведения о причастности россиян к иранско-северокорейской ракетной сделке «усилят гнев Вашингтона и Лондона по поводу поддержки Москвой одного из наиболее опасных, по мнению Запада, режимов в мире, стремящегося овладеть ядерным оружием и средствами его доставки».
═
Из досье «НГ»
═
Сведения о «секретном» сотрудничестве между Россией и Ираном выходят на страницы мировых изданий, как правило, накануне важных обсуждений и принятия решений по иранскому вопросу в Конгрессе США или на заседаниях совета управляющих МАГАТЭ. Ранее обвинения в нарушении режима контроля над ракетными технологиями и в их передаче Ирану выдвигались против ряда российский фирм и одного из вузов. Так, 24 марта в 1998–1999 гг. вводились ограничения на сотрудничество американцев с российскими НИИ «Графит», Научно-исследовательским и конструкторским институтом энерготехники, а также с компаниями «Европалас-2000» и «МОСО» (отменены в 2004 году). В 1999 году введены санкции против «ЦНИИТОЧМАШ» и Вольского механического завода, также обвиненных Вашингтоном в нарушении режима нераспространения (отменены также в 2004 году).