Работающие в штаб-квартире ООН дипломаты срочно обзаводятся кофеварками, которые помогут им сохранить бодрость в предстоящие бессонные ночи. Через две недели главы 175 государств соберутся в комплексе зданий на берегу Ист-ривер на Мировой саммит, открывающий 60-ю сессию Генассамблеи ООН, однако подготовленный для них проект итогового документа оказался практически в руинах. После того как 29-страничный документ был передан на ознакомление группе наиболее активных стран, в нем не осталось практически ни одного положения, которое не было бы оспорено той или иной страной или сразу группой государств.
Чтобы не сорвать саммит, председатель ГА ООН габонец Жан Пинг бросил клич дипломатам наиболее влиятельных стран, в первую очередь постоянных членов СБ ООН, предложив им буквально в недельный срок сколотить приемлемую для всех версию. Эта задача почти непосильна, так как предложенные поправки зачастую отражают несовместимые подходы.
По замыслу генсека ООН Кофи Аннана, Мировой саммит должен стать своего рода продолжением Саммита тысячелетия 2000 года, который выдвинул конкретные задачи по борьбе с бедностью. Лидеры стран – членов ООН, считает он, должны проанализировать ход выполнения этих установок и назвать новые вехи. Однако за эти годы глобальная повестка дня настолько изменилась, что новому саммиту практически не суждено остаться в колее старого. Об этом говорят наиболее острые события, произошедшие в мире после 2000 года: крупномасштабные теракты в Америке, Европе и Азии, войны в Ираке и Афганистане, кризис режима нераспространения оружия массового уничтожения и т.п.
О том, как далеки нынешние озабоченности ведущих стран – членов СБ ООН от лозунгов Саммита тысячелетия, говорит содержание только что состоявшейся беседы по телефону между министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и госсекретарем США Кондолизой Райс в связи с юбилейной сессией ГА ООН – они обсудили северокорейскую и иранскую ядерные программы и итоги саммита СНГ.
Нельзя сказать, что люди, готовившие нынешний Мировой саммит, проигнорировали перемены в международной обстановке. Созданная Аннаном «группа мудрецов» (в нее входил и экс-глава российского правительства Евгений Примаков) с учетом этих изменений предложила основные направления реформы ООН. Однако выдвинутые «мудрецами» идеи натолкнулись на замечания со стороны различных заинтересованных государств и даже целых групп стран.
Так, записка, переданная в секретарит ООН недавно назначенным американским послом Джоном Болтоном, предлагает сократить финальный документ Мирового саммита, но в то же время сама она больше по объему (36 страниц) и содержит невероятное количество поправок – 750 (!).
Вашингтон отвергает радикальные замыслы по реформе ООН и еще более решительно пытается пересмотреть установки, выдвинутые Саммитом тысячелетия. Своего рода кульбит американская дипломатия совершает и по теме соблюдения прав человека: поддерживая сам этот лозунг, она отвергает предложение мудрецов, направленное на обеспечение обязательного международного вмешательства в случаях геноцида, подобного руандийскому. Проанализировав поступившие предложения, прежде всего документ Вашингтона, многие эксперты пришли к выводу, что Мировой саммит вряд ли сможет сдвинуть с места такое сложное дело, как реформа ООН. Скорее всего дебаты в комплексе на Ист-ривер завершатся принятием краткой декларации с размытым изложением основных принципов ООН. На большее участникам ООН замахиваться не стоит.