Премьер-министр Индии Манмохан Сингх в ходе завершившегося сегодня двухдневного визита в Афганистан пообещал властям Кабула дополнить экономическую помощь и сотрудничество в борьбе с терроризмом. В эти же дни пакистанский премьер-министр Шаукат Азиз выступил с заявлением, что его страна ни при каких условиях не поддержит военную акцию Запада против Ирана. Действия обоих глав правительств отражают реальность ситуации в Южной Азии: страны-соперники старательно завоевывают себе друзей в регионе.
Визит индийского премьера в Афганистан – первый после 29-летнего перерыва. Раньше Индия и Афганистан поддерживали весьма теплые отношения, и их пиком стал визит в 1976 году Индиры Ганди, возглавлявшей тогда правительство Индии. Однако позднее Дели лишился своих позиций в этой стране, так как не присоединился к обширной коалиции – от США до Саудовской Аравии и Китая, – поддерживавшей и вооружавшей моджахедов в Афганистане. Лишь после падения режима талибов индийцы стали постепенно восстанавливать свое влияние. Этому способствует тот факт, что нынешний президент Афганистана Хамид Карзай окончил один из университетов в Индии и охотно наезжает в эту страну – на протяжении последних трех лет он уже трижды побывал там.
Ныне Индия занимает шестое место по размерам помощи Афганистану, которая начиная с 2002 года составила 515 млн. долл. Индийцы помогают афганцам строить комплекс зданий парламента (ныне в присутствии Сингха заложен камень в его фундамент), восстанавливают дороги и даже «взяли под опеку» 100 афганских деревень, где помогут наладить электроснабжение с использованием солнечной энергии и внедрить более эффективные методы земледелия. Манмохан Сингх не только предложил новую экономическую помощь (50 млн. долларов на малые проекты), но и объявил, что обе стороны одинаково понимают опасность со стороны международного терроризма и готовы сотрудничать в борьбе с ним.
Ни Сингх, ни Карзай не раскрыли конкретного содержания достигнутых антитеррористических договоренностей, однако даже сам факт такого взаимопонимания весьма значим в свете ситуации в обеих странах: в Афганистане продолжаются вооруженные стычки с силами талибов, а в индийском Кашмире периодически происходят столкновения с террористическими группами, выступающими за его отделение от Индии.
Индийско-афганское взаимодействие вызывает настороженные взгляды со стороны Пакистана. Достаточно отметить, что открытие Индией после падения режима талибов сразу нескольких консульств в городах Афганистана вызвало опасливые комментарии пакистанских политологов. Тогда эксперты Института стратегических исследований в Исламабаде предсказывали, что индийцы будут поддерживать с афганской территории сепаратизм пуштунов в северо-западной пограничной провинции Пакистана. В действительности ничего подобного не произошло, и даже сами индийско-пакистанские отношения в последний год значительно улучшились. Но чувство соперничества сохранилось, и индийцы жалуются, что Исламабад не разрешает транспортировку их помощи через свою территорию.
Со своей стороны, пакистанцы ищут новую опору в регионе. В дни визита Сингха в Афганистан пакистанский премьер-министр Шаукат Азиз протянул руку иранским властям, подвергающимся нажиму со стороны США и Европы в связи с его ядерной программой. Выступая на пресс-конференции в Лахоре, он отверг пропагандируемый Вашингтоном «военный вариант» решения спора об иранской ядерной программе. По словам Азиза, решение проблемы должно быть сугубо дипломатическим и Исламабад не поддержит применение вооруженной силы против Ирана. В какой-то мере опора Исламабада на Тегеран позволяет первому уравновесить растущее влияние Дели в регионе.